1. Музыка
  2. Классическая музыка
  3. Елизавета Антонова (контральто)

Елизавета Антонова (контральто)

Елизавета Антонова (контральто)
Исполнитель(и)
Тип носителя
CDs
1
Лейбл
Год выхода
EAN
4607123630020
 
Нет в нашем ассортименте.
Добавить в избранное
Содержание:
М. И. Глинка
1. Песня Вани («Иван Сусанин», 3 д.; Сусанин - М. Михайлов) 4.11
2. Ария Вани с хором («Сцена у посада») («Иван Сусанин», 4 д.) 9.47
3. Ария Ратмира («Руслан и Людмила», 3 д.) 11.32
4. Романс Ратмира («Руслан и Людмила», 5 д.) 6.34
5. Речитатив с хором и дуэт Ратмира и Финна («Руслан и Людмила», 5 д.; Финн - Н. Ханаев) 4.37
А. П. Бородин
6. Дуэт Кончаковны и Владимира Игоревича
(«Князь Игорь», 2 д.; Владимир Игоревич - И. Козловский) 4.04
Н. А. Римский-Корсаков
7. Былина Нежаты («Садко», 1 д.) 3.49
8. Сцена Свояченицы и Головы («Майская ночь», 2 д.; Голова - С. Красовский) 1.23
П. И. Чайковский
9. Песня Солохи и дуэт Солохи и Черта («Черевички», 1 д.; Черт - Ал. Иванов) 7.11
10. Дуэт Татьяны и Ольги («Евгений Онегин», 1 д.;
Татьяна - Е. Кругликова, Ларина -Л.Рудницкая, няня - В.Макарова) 3.13
11. Ариозо Ольги («Евгений Онегин»,1 д.; Татьяна - Е. Кругликова) 3.19
12. Дуэт Прилепы и Миловзора («Пиковая дама», 2 д.; Прилепа - Н. Шпиллер) 3.32
А. С. Даргомыжский
13. Ария Княгини с хором («Русалка», 2 д.) 3.21
14. 1-я песня Лауры («Каменный гость», 1 д.) 2.03
А. П. Бородин
15. Хор половецких девушек («Князь Игорь», 2 д.) 3.42
А. Л. Гурилев
16. «Не шуми ты, рожь» (А. Кольцов; дуэт с Н. Шпиллер) 2.49
А. С. Даргомыжский
17. «У него ли русы кудри» (цыганская песенка, слова народные) 1.01
П. И. Чайковский
18. «Нет, только тот, кто знал» (Л. Мей) 2.50

Хор и оркестр Большого театра. Оркестр Всесоюзного радио (8) Дирижеры: Н. Голованов (7, 8); С.Самосуд (3, 4, 5, 12); А. Мелик-Пашаев (1, 9, 10, 11), Л. Штейнберг (6, 15); В. Небольсин (2, 13).
А.Макаров, фортепиано (17). С. Стучевский, фортепиано (14, 16, 18)
Год записи: 1936 (15 - первая запись Е. Антоновой на грампластинки); 1937 (10, 11, 12, 14, 18); 1938 (3, 4, 5, 6, 13); 1939 (16);1946 (8); 1947(1); 1948 (9); 1950 (2); 1952 (7); год записи неизвестен (17).
№№ 13-16, 18 перенесены непосредственно с оригинальных патефонных пластинок.
Составление, подбор фонограмм - М. Никифоров. При составлении компакт-диска были использованы материалы из семейного архива Е. И. Антоновой.

Композиторы: Бородин А. П., Глинка М. И., Гурилев А. Л., Даргомыжский А. С., Римский-Корсаков Н. А., Чайковский П. И.
Исполнители: Антонова Е. И., Голованов Н. С., Иванов А. П., Кругликова Е. Д., Ханаев Н. С., Шпиллер Н. Д.

На протяжении более двадцати лет, с 1933 по 1954 год, полнозвучное контральто Елизаветы Ивановны Антоновой дивной красоты и силы звучало со сцены Большого театра. Долгое время ее голос раздавался во многих концертных залах нашей страны. Много незабываемых образов было создано Антоновой в Большом театре в те годы, когда за дирижерским пультом стояли такие выдающиеся дирижеры, как Н. Голованов и А. Мелик-Пашаев, Л. Штейнберг и С. Самосуд, А. Пазовский и В. Небольсин, а постановки осуществляли Леонид Баратов и Борис Покровский, Рубен Симонов и Сергей Эйзенштейн. Ее сочный низкий голос пленительного тембра был способен передавать самые разнообразные оттенки человеческих чувств, национальный колорит оперных героев, тончайшие нюансы вокальной лирики. До сих пор многие помнят образы, созданные певицей на оперной сцене — сочная Солоха и кокетливая Ольга, сказочный хан Ратмир, тоскующий об оставленной им Хазарии, и пылкая Кончаковна, дочь половецкого хана из оперы Бородина «Князь Игорь», страстно влюбленная в русского княжича Владимира, — в этих партиях раскрывалась богатейшая палитра вокальных красок голоса Антоновой. А какой томительной восточной негой наполнен дуэт Кончаковны и Владимира Игоревича, записанный ею в конце 30-х годов вместе с Иваном Семеновичем Козловским!

Елизавете Антоновой были в равной степени подвластны героические, эпические, сказочные, женственные, лирические, комические, гротесковые, остро характерные роли. Это была, безусловно, одна из самых выдающихся русских оперных певиц XX столетия, вписавшая ярчайшую страницу в историю Большого театра эпохи его наивысшего расцвета.
Родилась Елизавета Антонова в Самаре 7 мая 1904 года. В восемнадцатилетнем возрасте она приехала в Москву с единственным желанием — учиться петь. Случайно увидев на улице объявление о наборе в хор Большого театра, она решила попытать счастья. На конкурс пришло свыше 400 кандидатов, среди которых были уже профессиональные певцы. Не имея никакого музыкального образования, Антонова хотела отказаться от пробы, но по настоянию подруги согласилась и в результате была принята — настолько сильное впечатление произвели ее вокальные данные. Поначалу, не владея музыкальной грамотой, она разучивала свои партии «с голоса» под руководством хормейстера. Одновременно Елизавета Ивановна брала уроки пения у известной в прошлом певицы и опытного педагога М. Дейши-Сионицкой, которая, в свою очередь, была ученицей великого Камилло Эверарди, воспитавшего целую плеяду крупнейших певцов и педагогов, составивших славу русского оперного искусства. Проработав пять лет в хоре Большого театра, в 28 году Антонова отправляется в Ленинград, где как солистка выступает некоторое время на сцене Малого оперного театра, затем возвращается в Москву, поет в разных экспериментальных театрах, выступает как концертная певица, пробует себя в оперетте. В Москве она заканчивает музыкальный техникум. Ее педагогом была Татьяна Георгиевна Держинская — сестра выдающейся певицы Ксении Держинской. В 1933 году Елизавета Антонова вновь успешно дебютирует на сцене Большого театра уже в качестве солистки в партии Княгини в опере Даргомыжского «Русалка» и становится ведущей исполнительницей репертуара контральто, а также ряда партий меццо-сопрано на этой прославленной сцене.

В Большом театре Елизавета Антонова вошла в когорту таких корифеев русской оперной сцены, как В. Барсова, И. Козловский, А. Пирогов, М. Рейзен, Н. Ханаев, М. Михайлов и многие другие. Партии меццо-сопрано одновременно исполняли Н. Обухова, М. Максакова, В. Давыдова, Ф. Петрова, Б. Златогорова. На сцене Большого театра Антонова создала галерею классических образов в операх преимущественно русских композиторов. Более всего ей удавались «мужские» партии, как нельзя лучше подходившие к ее низкому контральто и внешним сценическим данным. Образ Вани из оперы Глинки «Иван Сусанин», созданный Антоновой, заставлял вспомнить о знаменитой в XIX веке певице А. Петровой-Воробьевой, для которой Глинка написал эту партию. На такую параллель наводит и небольшая кинороль Антоновой в фильме «Глинка» 1946 года, где она сыграла свою великую предшественницу. Несколько кадров этого фильма (к сожалению, совсем коротких), дают возможность увидеть Антонову в роли Вани. Роль хазарского хана Ратмира из оперы Глинки «Руслан и Людмила» в исполнении Антоновой проникнута восточным колоритом, томной негой наполнен ее голос в сцене в саду Черномора.Другие партии Антоновой из «мужской» группы — Лель и Нежата в операх Римского-Корсакова «Снегурочка» и «Садко», Миловзор в опере Чайковского «Пиковая дама».Еще одна группа незабываемых образов Елизаветы Антоновой — «сочные» характерные роли с ярким национальным колоритом. К ним относятся Свояченица, Ткачиха и Бабариха в операх «Майская ночь» и «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, Спиридоновна в опере Серова «Вражья сила», Хивря в «Сорочинской ярмарке» Мусоргского, Сонетка в опере Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда».

Наибольший успех и симпатии зрителей принесла Антоновой роль Солохи в опере Чайковского «Черевички» (постановка Рубена Николаевича Симонова 1941 года). Во время работы над этой ролью Елизавета Ивановна писала: «Образ Солохи интересен тем, что в нем сочетаются все виды переживаний. В ней есть и легкий флирт, и лирика, и настоящая любовь, и драматические моменты. Такое многообразие действий заставляет меня думать и жить жизнью данного персонажа, и те моменты, когда мне это удается, доставляют большое творческое наслаждение». В отзывах того времени, в частности, отмечалось: «Прекрасный голос Антоновой, обладающий какой-то особенной полнотой, мягкостью и теплыми пульсациями, стал еще красивее... Образ стареющей кокетки, дарящей свою благосклонность и Голове, и дьяку, и Чубу, и даже самому черту, вылеплен Антоновой мастерски». В годы Великой Отечественной войны, находясь вместе с коллективом Большого театра в эвакуации в Куйбышеве (ныне Самара), Антонова выступала в этой партии и в 1942 г. получила за нее Государственную (в то время — Сталинскую) премию СССР.

Среди немногих чисто «женских» ролей Антоновой помимо Княгини в «Русалке» и Кончаковны выделяются Надежда в «Псковитянке» Римского-Корсакова, Полина и Ольга в операх Чайковского «Пиковая дама» и «Евгений Онегин», Фрика в «Валькирии» Вагнера в знаменитой постановке Сергея Эйзенштейна 1940 г. Последнюю работу певицы отметил Зигфрид Вагнер (внук композитора), пожелавший иметь у себя фотографию Антоновой в этом образе. Чрезвычайно требовательный Эйзенштейн в своем дневнике за 1940 год отметил точное соответствие исполнения Антоновой партии Фрики своему видению этого образа.

Уйдя в 1954 году на пенсию, Антонова продолжала активную концертную деятельность. Камерный репертуар Елизаветы Ивановны был очень обширен. Его составляли произведения русских и западноевропейских классиков, народные и современные песни. Мало кто знает, что в фильме Г. Александрова «Светлый путь» Антонова исполняет вступительную песню Дунаевского «Высоко под самой тучей», ставшую шлягером сороковых годов. В 1930-е годы вместе с Никандром Ханаевым, Марком Рейзеном и Наталией Шпиллер Антонова принимала участие в исполнении 9-й симфонии Бетховена, которое вошло в анналы мирового исполнительского искусства. Последние годы вплоть до своей кончины в 1994 г. Елизавета Ивановна жила в Москве. К столетнему юбилею Елизаветы Антоновой выпущен ее первый сольный компакт-диск.
М. Никифоров
M.I.Glinka
1. Song of Vanya ("Ivan Susanin", 3-d act; Susanin - M.Mihailov) 4.11
2. Aria of Vanya with choir (Suburb scene) ("Ivan Susanin", 4-th act) 9.47
3. Aria of Ratmir ("Ruslan and Ludmila", 3-d act) 11.32
4. Romance of Ratmir ("Ruslan and Ludmila", 5-th act) 6.34
5. Recitative with choir and duet of Ratmir and Finn ("Ruslan and Ludmila", 5-th act, Finn - N.Khanaev) 4.37
A.P.Borodin
6. Duet of Konchakovna and Vladimir Igorevich ("Prince Igor", 2-nd act, Vladimir Igorevich - I.Kozlovskiy) 4.04
N.A. Rimsky-Korsakov
7. Folk epos of Nezhata ("Sadko", 1-st act) 3:49
8. Scene of the Sister in Law and Golova ("May Night", 2-nd act; Golova - S.Krassovsky) 1.23
P.I.Tchaikovsky
9. Song of Solokha and duet of Solokha and the Devil ("Tcherevichki", 1-st act, Devil - Aleksey Ivanov) 7.11
10. Duet of Tatyana and Olga 3.13
(Eugene Onegin, 1-st act, Tatyana - E.Kruglikova, Larina - L.Rudnizkaya, nanny - V.Makarova)
11. Arioso of Olga (Eugene Onegin, 1-st act, Tatyana - E.Kruglikova) 3.19
12. Duet of Prilepa and Milovzor ("Dame of Spades", 2-nd act, Prilepa - N.Shpiller) 3.32
A.S.Dargomyzhsky
13. Aria of the Princess with choir ("Sea-Maiden", 2-nd act) 3.21
14. 1-st song of Laura ("Stone guest", 1-st act) 2.03
A.P.Borodin
15. Choir of the Polovtsian maidens ("Prince Igor", 2-nd act) 3.42
A.L.Gurilev
16. Don't you whir, rye (A.Kolzov, duet with N.Shpiller) 2.49
A.S.Dargomyzhsky
17. "Is it his fair curly hair" (gypsy song, folk lyrics) 1.01
P.I.Tchaikovsky
18. No, only him who knew (L.May) 2.50

Choir and orchestra of the Bolshoi Theater. Orchestra of the All-Soviet radio (8) Conductors: N.Golovanov (7,8), S.Samoussud (3,4,5,12); A.Melik-Pashev (1, 9, 10, 11), L.Steinberg (6, 15); V.Nebolssine (2, 13).
A.Makarov, piano (17), S.Stuchevsky, piano (14, 16, 18)
Years of recording: 1936 (15 - first ever recording of E.Antonova on record); 1937 (10, 11, 12, 14, 18); 1938 (3, 4, 5, 6, 13); 1939 (16); 1946 (8); 1947 (1); 1948 (9); 1950 (2); 1952 (7); unclear (17).
Tracks 13-16, 18 are recorded right from the original gramophone disks.
Forming, selection of recordings - M.Nikiforov, digital remastering - A.Rozantsev
In the compiling of this disk were used materials from the family archive of E.I.Antonova.
M.I.Glinka
1. Song of Vanya ("Ivan Susanin", 3-d act; Susanin - M.Mihailov) 4.11
2. Aria of Vanya with choir (Suburb scene) ("Ivan Susanin", 4-th act) 9.47
3. Aria of Ratmir ("Ruslan and Ludmila", 3-d act) 11.32
4. Romance of Ratmir ("Ruslan and Ludmila", 5-th act) 6.34
5. Recitative with choir and duet of Ratmir and Finn ("Ruslan and Ludmila", 5-th act, Finn - N.Khanaev) 4.37
A.P.Borodin
6. Duet of Konchakovna and Vladimir Igorevich ("Prince Igor", 2-nd act, Vladimir Igorevich - I.Kozlovskiy) 4.04
N.A. Rimsky-Korsakov
7. Folk epos of Nezhata ("Sadko", 1-st act) 3:49
8. Scene of the Sister in Law and Golova ("May Night", 2-nd act; Golova - S.Krassovsky) 1.23
P.I.Tchaikovsky
9. Song of Solokha and duet of Solokha and the Devil ("Tcherevichki", 1-st act, Devil - Aleksey Ivanov) 7.11
10. Duet of Tatyana and Olga 3.13
(Eugene Onegin, 1-st act, Tatyana - E.Kruglikova, Larina - L.Rudnizkaya, nanny - V.Makarova)
11. Arioso of Olga (Eugene Onegin, 1-st act, Tatyana - E.Kruglikova) 3.19
12. Duet of Prilepa and Milovzor ("Dame of Spades", 2-nd act, Prilepa - N.Shpiller) 3.32
A.S.Dargomyzhsky
13. Aria of the Princess with choir ("Sea-Maiden", 2-nd act) 3.21
14. 1-st song of Laura ("Stone guest", 1-st act) 2.03
A.P.Borodin
15. Choir of the Polovtsian maidens ("Prince Igor", 2-nd act) 3.42
A.L.Gurilev
16. Don't you whir, rye (A.Kolzov, duet with N.Shpiller) 2.49
A.S.Dargomyzhsky
17. "Is it his fair curly hair" (gypsy song, folk lyrics) 1.01
P.I.Tchaikovsky
18. No, only him who knew (L.May) 2.50

Choir and orchestra of the Bolshoi Theater. Orchestra of the All-Soviet radio (8) Conductors: N.Golovanov (7,8), S.Samoussud (3,4,5,12); A.Melik-Pashev (1, 9, 10, 11), L.Steinberg (6, 15); V.Nebolssine (2, 13).
A.Makarov, piano (17), S.Stuchevsky, piano (14, 16, 18)
Years of recording: 1936 (15 - first ever recording of E.Antonova on record); 1937 (10, 11, 12, 14, 18); 1938 (3, 4, 5, 6, 13); 1939 (16); 1946 (8); 1947 (1); 1948 (9); 1950 (2); 1952 (7); unclear (17).
Tracks 13-16, 18 are recorded right from the original gramophone disks.
Forming, selection of recordings - M.Nikiforov, digital remastering - A.Rozantsev
In the compiling of this disk were used materials from the family archive of E.I.Antonova.
Soderzhanie:
M. I. Glinka
1. Pesnja Vani («Ivan Susanin», 3 d.; Susanin - M. Mikhajlov) 4.11
2. Arija Vani s khorom («Stsena u posada») («Ivan Susanin», 4 d.) 9.47
3. Arija Ratmira («Ruslan i Ljudmila», 3 d.) 11.32
4. Romans Ratmira («Ruslan i Ljudmila», 5 d.) 6.34
5. Rechitativ s khorom i duet Ratmira i Finna («Ruslan i Ljudmila», 5 d.; Finn - N. Khanaev) 4.37
A. P. Borodin
6. Duet Konchakovny i Vladimira Igorevicha
(«Knjaz Igor», 2 d.; Vladimir Igorevich - I. Kozlovskij) 4.04
N. A. Rimskij-Korsakov
7. Bylina Nezhaty («Sadko», 1 d.) 3.49
8. Stsena Svojachenitsy i Golovy («Majskaja noch», 2 d.; Golova - S. Krasovskij) 1.23
P. I. Chajkovskij
9. Pesnja Solokhi i duet Solokhi i Cherta («Cherevichki», 1 d.; Chert - Al. Ivanov) 7.11
10. Duet Tatjany i Olgi («Evgenij Onegin», 1 d.;
Tatjana - E. Kruglikova, Larina -L.Rudnitskaja, njanja - V.Makarova) 3.13
11. Ariozo Olgi («Evgenij Onegin»,1 d.; Tatjana - E. Kruglikova) 3.19
12. Duet Prilepy i Milovzora («Pikovaja dama», 2 d.; Prilepa - N. Shpiller) 3.32
A. S. Dargomyzhskij
13. Arija Knjagini s khorom («Rusalka», 2 d.) 3.21
14. 1-ja pesnja Laury («Kamennyj gost», 1 d.) 2.03
A. P. Borodin
15. Khor polovetskikh devushek («Knjaz Igor», 2 d.) 3.42
A. L. Gurilev
16. «Ne shumi ty, rozh» (A. Koltsov; duet s N. Shpiller) 2.49
A. S. Dargomyzhskij
17. «U nego li rusy kudri» (tsyganskaja pesenka, slova narodnye) 1.01
P. I. Chajkovskij
18. «Net, tolko tot, kto znal» (L. Mej) 2.50

Khor i orkestr Bolshogo teatra. Orkestr Vsesojuznogo radio (8) Dirizhery: N. Golovanov (7, 8); S.Samosud (3, 4, 5, 12); A. Melik-Pashaev (1, 9, 10, 11), L. Shtejnberg (6, 15); V. Nebolsin (2, 13).
A.Makarov, fortepiano (17). S. Stuchevskij, fortepiano (14, 16, 18)
God zapisi: 1936 (15 - pervaja zapis E. Antonovoj na gramplastinki); 1937 (10, 11, 12, 14, 18); 1938 (3, 4, 5, 6, 13); 1939 (16);1946 (8); 1947(1); 1948 (9); 1950 (2); 1952 (7); god zapisi neizvesten (17).
№№ 13-16, 18 pereneseny neposredstvenno s originalnykh patefonnykh plastinok.
Sostavlenie, podbor fonogramm - M. Nikiforov. Pri sostavlenii kompakt-diska byli ispolzovany materialy iz semejnogo arkhiva E. I. Antonovoj.

Kompozitory: Borodin A. P., Glinka M. I., Gurilev A. L., Dargomyzhskij A. S., Rimskij-Korsakov N. A., Chajkovskij P. I.
Ispolniteli: Antonova E. I., Golovanov N. S., Ivanov A. P., Kruglikova E. D., Khanaev N. S., Shpiller N. D.

Na protjazhenii bolee dvadtsati let, s 1933 po 1954 god, polnozvuchnoe kontralto Elizavety Ivanovny Antonovoj divnoj krasoty i sily zvuchalo so stseny Bolshogo teatra. Dolgoe vremja ee golos razdavalsja vo mnogikh kontsertnykh zalakh nashej strany. Mnogo nezabyvaemykh obrazov bylo sozdano Antonovoj v Bolshom teatre v te gody, kogda za dirizherskim pultom stojali takie vydajuschiesja dirizhery, kak N. Golovanov i A. Melik-Pashaev, L. Shtejnberg i S. Samosud, A. Pazovskij i V. Nebolsin, a postanovki osuschestvljali Leonid Baratov i Boris Pokrovskij, Ruben Simonov i Sergej Ejzenshtejn. Ee sochnyj nizkij golos plenitelnogo tembra byl sposoben peredavat samye raznoobraznye ottenki chelovecheskikh chuvstv, natsionalnyj kolorit opernykh geroev, tonchajshie njuansy vokalnoj liriki. Do sikh por mnogie pomnjat obrazy, sozdannye pevitsej na opernoj stsene — sochnaja Solokha i koketlivaja Olga, skazochnyj khan Ratmir, toskujuschij ob ostavlennoj im Khazarii, i pylkaja Konchakovna, doch polovetskogo khana iz opery Borodina «Knjaz Igor», strastno vljublennaja v russkogo knjazhicha Vladimira, — v etikh partijakh raskryvalas bogatejshaja palitra vokalnykh krasok golosa Antonovoj. A kakoj tomitelnoj vostochnoj negoj napolnen duet Konchakovny i Vladimira Igorevicha, zapisannyj eju v kontse 30-kh godov vmeste s Ivanom Semenovichem Kozlovskim!

Elizavete Antonovoj byli v ravnoj stepeni podvlastny geroicheskie, epicheskie, skazochnye, zhenstvennye, liricheskie, komicheskie, groteskovye, ostro kharakternye roli. Eto byla, bezuslovno, odna iz samykh vydajuschikhsja russkikh opernykh pevits XX stoletija, vpisavshaja jarchajshuju stranitsu v istoriju Bolshogo teatra epokhi ego naivysshego rastsveta.
Rodilas Elizaveta Antonova v Samare 7 maja 1904 goda. V vosemnadtsatiletnem vozraste ona priekhala v Moskvu s edinstvennym zhelaniem — uchitsja pet. Sluchajno uvidev na ulitse objavlenie o nabore v khor Bolshogo teatra, ona reshila popytat schastja. Na konkurs prishlo svyshe 400 kandidatov, sredi kotorykh byli uzhe professionalnye pevtsy. Ne imeja nikakogo muzykalnogo obrazovanija, Antonova khotela otkazatsja ot proby, no po nastojaniju podrugi soglasilas i v rezultate byla prinjata — nastolko silnoe vpechatlenie proizveli ee vokalnye dannye. Ponachalu, ne vladeja muzykalnoj gramotoj, ona razuchivala svoi partii «s golosa» pod rukovodstvom khormejstera. Odnovremenno Elizaveta Ivanovna brala uroki penija u izvestnoj v proshlom pevitsy i opytnogo pedagoga M. Dejshi-Sionitskoj, kotoraja, v svoju ochered, byla uchenitsej velikogo Kamillo Everardi, vospitavshego tseluju plejadu krupnejshikh pevtsov i pedagogov, sostavivshikh slavu russkogo opernogo iskusstva. Prorabotav pjat let v khore Bolshogo teatra, v 28 godu Antonova otpravljaetsja v Leningrad, gde kak solistka vystupaet nekotoroe vremja na stsene Malogo opernogo teatra, zatem vozvraschaetsja v Moskvu, poet v raznykh eksperimentalnykh teatrakh, vystupaet kak kontsertnaja pevitsa, probuet sebja v operette. V Moskve ona zakanchivaet muzykalnyj tekhnikum. Ee pedagogom byla Tatjana Georgievna Derzhinskaja — sestra vydajuschejsja pevitsy Ksenii Derzhinskoj. V 1933 godu Elizaveta Antonova vnov uspeshno debjutiruet na stsene Bolshogo teatra uzhe v kachestve solistki v partii Knjagini v opere Dargomyzhskogo «Rusalka» i stanovitsja veduschej ispolnitelnitsej repertuara kontralto, a takzhe rjada partij metstso-soprano na etoj proslavlennoj stsene.

V Bolshom teatre Elizaveta Antonova voshla v kogortu takikh korifeev russkoj opernoj stseny, kak V. Barsova, I. Kozlovskij, A. Pirogov, M. Rejzen, N. Khanaev, M. Mikhajlov i mnogie drugie. Partii metstso-soprano odnovremenno ispolnjali N. Obukhova, M. Maksakova, V. Davydova, F. Petrova, B. Zlatogorova. Na stsene Bolshogo teatra Antonova sozdala galereju klassicheskikh obrazov v operakh preimuschestvenno russkikh kompozitorov. Bolee vsego ej udavalis «muzhskie» partii, kak nelzja luchshe podkhodivshie k ee nizkomu kontralto i vneshnim stsenicheskim dannym. Obraz Vani iz opery Glinki «Ivan Susanin», sozdannyj Antonovoj, zastavljal vspomnit o znamenitoj v XIX veke pevitse A. Petrovoj-Vorobevoj, dlja kotoroj Glinka napisal etu partiju. Na takuju parallel navodit i nebolshaja kinorol Antonovoj v filme «Glinka» 1946 goda, gde ona sygrala svoju velikuju predshestvennitsu. Neskolko kadrov etogo filma (k sozhaleniju, sovsem korotkikh), dajut vozmozhnost uvidet Antonovu v roli Vani. Rol khazarskogo khana Ratmira iz opery Glinki «Ruslan i Ljudmila» v ispolnenii Antonovoj proniknuta vostochnym koloritom, tomnoj negoj napolnen ee golos v stsene v sadu Chernomora.Drugie partii Antonovoj iz «muzhskoj» gruppy — Lel i Nezhata v operakh Rimskogo-Korsakova «Snegurochka» i «Sadko», Milovzor v opere Chajkovskogo «Pikovaja dama».Esche odna gruppa nezabyvaemykh obrazov Elizavety Antonovoj — «sochnye» kharakternye roli s jarkim natsionalnym koloritom. K nim otnosjatsja Svojachenitsa, Tkachikha i Babarikha v operakh «Majskaja noch» i «Skazka o tsare Saltane» Rimskogo-Korsakova, Spiridonovna v opere Serova «Vrazhja sila», Khivrja v «Sorochinskoj jarmarke» Musorgskogo, Sonetka v opere Shostakovicha «Ledi Makbet Mtsenskogo uezda».

Naibolshij uspekh i simpatii zritelej prinesla Antonovoj rol Solokhi v opere Chajkovskogo «Cherevichki» (postanovka Rubena Nikolaevicha Simonova 1941 goda). Vo vremja raboty nad etoj rolju Elizaveta Ivanovna pisala: «Obraz Solokhi interesen tem, chto v nem sochetajutsja vse vidy perezhivanij. V nej est i legkij flirt, i lirika, i nastojaschaja ljubov, i dramaticheskie momenty. Takoe mnogoobrazie dejstvij zastavljaet menja dumat i zhit zhiznju dannogo personazha, i te momenty, kogda mne eto udaetsja, dostavljajut bolshoe tvorcheskoe naslazhdenie». V otzyvakh togo vremeni, v chastnosti, otmechalos: «Prekrasnyj golos Antonovoj, obladajuschij kakoj-to osobennoj polnotoj, mjagkostju i teplymi pulsatsijami, stal esche krasivee... Obraz starejuschej koketki, darjaschej svoju blagosklonnost i Golove, i djaku, i Chubu, i dazhe samomu chertu, vyleplen Antonovoj masterski». V gody Velikoj Otechestvennoj vojny, nakhodjas vmeste s kollektivom Bolshogo teatra v evakuatsii v Kujbysheve (nyne Samara), Antonova vystupala v etoj partii i v 1942 g. poluchila za nee Gosudarstvennuju (v to vremja — Stalinskuju) premiju SSSR.

Sredi nemnogikh chisto «zhenskikh» rolej Antonovoj pomimo Knjagini v «Rusalke» i Konchakovny vydeljajutsja Nadezhda v «Pskovitjanke» Rimskogo-Korsakova, Polina i Olga v operakh Chajkovskogo «Pikovaja dama» i «Evgenij Onegin», Frika v «Valkirii» Vagnera v znamenitoj postanovke Sergeja Ejzenshtejna 1940 g. Poslednjuju rabotu pevitsy otmetil Zigfrid Vagner (vnuk kompozitora), pozhelavshij imet u sebja fotografiju Antonovoj v etom obraze. Chrezvychajno trebovatelnyj Ejzenshtejn v svoem dnevnike za 1940 god otmetil tochnoe sootvetstvie ispolnenija Antonovoj partii Friki svoemu videniju etogo obraza.

Ujdja v 1954 godu na pensiju, Antonova prodolzhala aktivnuju kontsertnuju dejatelnost. Kamernyj repertuar Elizavety Ivanovny byl ochen obshiren. Ego sostavljali proizvedenija russkikh i zapadnoevropejskikh klassikov, narodnye i sovremennye pesni. Malo kto znaet, chto v filme G. Aleksandrova «Svetlyj put» Antonova ispolnjaet vstupitelnuju pesnju Dunaevskogo «Vysoko pod samoj tuchej», stavshuju shljagerom sorokovykh godov. V 1930-e gody vmeste s Nikandrom Khanaevym, Markom Rejzenom i Nataliej Shpiller Antonova prinimala uchastie v ispolnenii 9-j simfonii Betkhovena, kotoroe voshlo v annaly mirovogo ispolnitelskogo iskusstva. Poslednie gody vplot do svoej konchiny v 1994 g. Elizaveta Ivanovna zhila v Moskve. K stoletnemu jubileju Elizavety Antonovoj vypuschen ee pervyj solnyj kompakt-disk.
M. Nikiforov
Catalogue N
AQVR200-2
EAN
4607123630020
Добавьте выгодные предложения в корзину
Добавьте выгодные предложения в корзину