Общественный фонд "Международный фонд "Демократия" (Фонд Александра Н. Яковлева)"
Серия "Россия. XX век. Документы"
Предлагаемый вниманию читателя сборник, документы которого публикуются в строгом хронологическом порядке и за редким исключением без купюр, посвящен отлаживанию и функционированию сложной системы творческих и партийно-государственных механизмов, позволивших сохранить дореволюционную и создать новую уникальную сеть оркестров, филармоний, театров, концертных организаций, музыкальных школ и консерваторий, всесоюзных музыкальных фестивалей, международных конкурсов — всего того, что подняло советскую музыкальную жизнь на недосягаемую высоту, превратив ее в предмет законной гордости и сделав безусловным эталоном национального престижа и символом Страны Советов.
От составителя
"Сумбур вместо музыки" — так называлась опубликованная 28 января 1936 г. в центральном органе Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) (ВКП(б)) анонимная редакционная статья. Ее подзаголовок — "Об опере "Леди Макбет Мценского уезда"" — раскрывал ребус о хаосе, угрожавшем миропорядку в царстве советского искусства. "Сумбуром" была признана музыка оперы Дмитрия Шостаковича. О ней говорилось: "Музыка крякает, ухает, пыхтит, задыхается [...]"; "обрывки мелодии, зачатки музыкальной фразы тонут, вырываются, снова исчезают в грохоте, скрежете и низге. Следить за этой "музыкой" трудно, запомнить ее невозможно [...]".
На следующий день, 29 января, Секретарь ЦК ВКП(б) Иосиф Сталин в товарищеской неофициальной беседе с советским премьером — Председателем Совета народных комиссаров (СНК СССР) Вячеславом Молотовым, народным комиссаром обороны Маршалом Советского Союза Климентием Ворошиловым и руководителем советской кинематографии, вторым заместитетелем председателя Комитета по делам искусств при СНК СССР Борисом Шумяцким подробно прокомментировал основные положения статьи о "сумбуре". Шумяцкий оставил запись этой беседы, состоявшейся перед очередным просмотром фильмов в кремлевском кинотеатре. После ареста Шумицкого отчеты об этом и других творческих обсуждениях в высшем художественном совете страны наряду с другими его конфискованными документами попадут в личный архив Сталина.
Отвечая на вопрос Сталина о причинах провала на оперном фронте, Шумяцкий, в частности, сказал, что "Шостакович, как большинство композиторов, может писать хорошую реалистическую музыку, но при условии, если ими руководить".
Сталин с энтузиазмом поддержал мысль об отсутствии руководства как главном факторе неудачи. Фактически процитировав основные пункты обвинения, выдвинутые редакционной статьей в "Правде", он дал развернутую характеристику задач Советского государства и не названной по имени большевистской партии в области музыкальной политики:
"В этом-то и гвоздь. А ими не руководят. Люди поэтому бросаются в дебри всяких выкрутас. Их за это еще хвалят, захваливают. Вот теперь, когда в Правде" дано разъяснение, все наши композиторы должны начать создавать музыку ясную и понятную, а не ребусы и загадки, в которых гибнет смысл произведения. К тому же надо, чтобы люди умело пользовались мелодиями. В некоторых фильмах, например, вас берут на оглушение. Оркестр трещит, верещит, что-то визжит, что-то свистит, что-то дребезжит, мешая нам следить за зрительными образами. Почему левачество столь живуче в музыке? Ответ один — никто не следит, не ставит композиторам и дирижерам требований ясного массового искусства. Комитет искусств должен взять статью "Правды" как программу для музыкального искусства. Если не возьмёт - плохо сделает" (Максименков Л. Под музыку вождей. Сталин и Шостакович: письма к другу // Родина. No. 6. 2002. С. 96)..............
Obschestvennyj fond "Mezhdunarodnyj fond "Demokratija" (Fond Aleksandra N. Jakovleva)"
Serija "Rossija. XX vek. Dokumenty"
Predlagaemyj vnimaniju chitatelja sbornik, dokumenty kotorogo publikujutsja v strogom khronologicheskom porjadke i za redkim iskljucheniem bez kupjur, posvjaschen otlazhivaniju i funktsionirovaniju slozhnoj sistemy tvorcheskikh i partijno-gosudarstvennykh mekhanizmov, pozvolivshikh sokhranit dorevoljutsionnuju i sozdat novuju unikalnuju set orkestrov, filarmonij, teatrov, kontsertnykh organizatsij, muzykalnykh shkol i konservatorij, vsesojuznykh muzykalnykh festivalej, mezhdunarodnykh konkursov — vsego togo, chto podnjalo sovetskuju muzykalnuju zhizn na nedosjagaemuju vysotu, prevrativ ee v predmet zakonnoj gordosti i sdelav bezuslovnym etalonom natsionalnogo prestizha i simvolom Strany Sovetov.
Ot sostavitelja
"Sumbur vmesto muzyki" — tak nazyvalas opublikovannaja 28 janvarja 1936 g. v tsentralnom organe Vsesojuznoj kommunisticheskoj partii (bolshevikov) (VKP(b)) anonimnaja redaktsionnaja statja. Ee podzagolovok — "Ob opere "Ledi Makbet Mtsenskogo uezda"" — raskryval rebus o khaose, ugrozhavshem miroporjadku v tsarstve sovetskogo iskusstva. "Sumburom" byla priznana muzyka opery Dmitrija Shostakovicha. O nej govorilos: "Muzyka krjakaet, ukhaet, pykhtit, zadykhaetsja [...]"; "obryvki melodii, zachatki muzykalnoj frazy tonut, vyryvajutsja, snova ischezajut v grokhote, skrezhete i nizge. Sledit za etoj "muzykoj" trudno, zapomnit ee nevozmozhno [...]".
Na sledujuschij den, 29 janvarja, Sekretar TSK VKP(b) Iosif Stalin v tovarischeskoj neofitsialnoj besede s sovetskim premerom — Predsedatelem Soveta narodnykh komissarov (SNK SSSR) Vjacheslavom Molotovym, narodnym komissarom oborony Marshalom Sovetskogo Sojuza Klimentiem Voroshilovym i rukovoditelem sovetskoj kinematografii, vtorym zamestitetelem predsedatelja Komiteta po delam iskusstv pri SNK SSSR Borisom Shumjatskim podrobno prokommentiroval osnovnye polozhenija stati o "sumbure". Shumjatskij ostavil zapis etoj besedy, sostojavshejsja pered ocherednym prosmotrom filmov v kremlevskom kinoteatre. Posle aresta Shumitskogo otchety ob etom i drugikh tvorcheskikh obsuzhdenijakh v vysshem khudozhestvennom sovete strany narjadu s drugimi ego konfiskovannymi dokumentami popadut v lichnyj arkhiv Stalina.
Otvechaja na vopros Stalina o prichinakh provala na opernom fronte, Shumjatskij, v chastnosti, skazal, chto "Shostakovich, kak bolshinstvo kompozitorov, mozhet pisat khoroshuju realisticheskuju muzyku, no pri uslovii, esli imi rukovodit".
Stalin s entuziazmom podderzhal mysl ob otsutstvii rukovodstva kak glavnom faktore neudachi. Fakticheski protsitirovav osnovnye punkty obvinenija, vydvinutye redaktsionnoj statej v "Pravde", on dal razvernutuju kharakteristiku zadach Sovetskogo gosudarstva i ne nazvannoj po imeni bolshevistskoj partii v oblasti muzykalnoj politiki:
"V etom-to i gvozd. A imi ne rukovodjat. Ljudi poetomu brosajutsja v debri vsjakikh vykrutas. Ikh za eto esche khvaljat, zakhvalivajut. Vot teper, kogda v Pravde" dano razjasnenie, vse nashi kompozitory dolzhny nachat sozdavat muzyku jasnuju i ponjatnuju, a ne rebusy i zagadki, v kotorykh gibnet smysl proizvedenija. K tomu zhe nado, chtoby ljudi umelo polzovalis melodijami. V nekotorykh filmakh, naprimer, vas berut na oglushenie. Orkestr treschit, vereschit, chto-to vizzhit, chto-to svistit, chto-to drebezzhit, meshaja nam sledit za zritelnymi obrazami. Pochemu levachestvo stol zhivuche v muzyke? Otvet odin — nikto ne sledit, ne stavit kompozitoram i dirizheram trebovanij jasnogo massovogo iskusstva. Komitet iskusstv dolzhen vzjat statju "Pravdy" kak programmu dlja muzykalnogo iskusstva. Esli ne vozmjot - plokho sdelaet" (Maksimenkov L. Pod muzyku vozhdej. Stalin i Shostakovich: pisma k drugu // Rodina. No. 6. 2002. S. 96)..............