Монография посвящена комплексному изучению природы, сущности и специфики дирижерско-симфонического искусства. В ней предпринята попытка эстетико-искусствоведческого осмысления этого уникального вида музыкального исполнительства во взаимосвязи с его психологическим и социологическим анализом. Существо предмета исследования составляют многочисленные внутренние и внешние коммуникативные связи дирижера, оркестра и публики, охватывающие проблемы управления исполнительством, интерпретации музыки, ее восприятия слушателями и эстетической оценки со стороны критики. Издание адресовано профессионалам — дирижерам — практикам и педагогам, студентам дирижерских специальностей, музыкантам-теоретикам, а также всем, кто интересуется проблемами дирижерско-исполнительского искусства.
СОДЕРЖАНИЕ:
Кочнев Ю. Л. О книге Б. Ф. Смирнова
Введение
РАЗДЕЛ I. Музыкально-эстетический аспект дирижерского искусства
Глава I. Эстетико-теоретическая проблематика дирижерского искусства
§ 1. Музыкально-эстетические проблемы дирижерского искусства
§ 2. Художественно-эстетические основы дирижерского искусства
Глава II. Художественно-прикладной статус искусства дирижирования
§ 1. Дирижирование как пантомимическое искусство
§ 2. Дирижирование как бифункциональное искусство
Глава III. Сущностно-специфические черты дирижерского искусства
§ 1. Мануальная модель музыки — основа искусства дирижирования
§ 2. Интерпретационная сущность искусства дирижирования
РАЗДЕЛ II. Социально-психологический аспект дирижерского искусства
Глава IV. Диалектика творческого взаимодействия дирижера и оркестра
§ 1. Дирижирование как коммуникативный процесс
§ 2. Единство дирижерского и оркестрового творчества
Глава V. Психология восприятия симфонического концерта публикой
§ 1. Дирижирование как объект визуального восприятия
§ 2. Целостное восприятие симфонического концерта
Глава VI. Вопросы социального функционирования дирижерского искусства
§ 1. Дирижерское искусство как социологическая проблема
§ 2. Критика и критерии художественности дирижерского искусства
Заключение
Список литературы
Именной указатель
Приложение
The art of symphony conduct. Music-estetical and social-psychological aspects. Monography. Second edition, edited by the author.
The art of symphony conduct. Music-estetical and social-psychological aspects. Monography. Second edition, edited by the author.
Monografija posvjaschena kompleksnomu izucheniju prirody, suschnosti i spetsifiki dirizhersko-simfonicheskogo iskusstva. V nej predprinjata popytka estetiko-iskusstvovedcheskogo osmyslenija etogo unikalnogo vida muzykalnogo ispolnitelstva vo vzaimosvjazi s ego psikhologicheskim i sotsiologicheskim analizom. Suschestvo predmeta issledovanija sostavljajut mnogochislennye vnutrennie i vneshnie kommunikativnye svjazi dirizhera, orkestra i publiki, okhvatyvajuschie problemy upravlenija ispolnitelstvom, interpretatsii muzyki, ee vosprijatija slushateljami i esteticheskoj otsenki so storony kritiki. Izdanie adresovano professionalam — dirizheram — praktikam i pedagogam, studentam dirizherskikh spetsialnostej, muzykantam-teoretikam, a takzhe vsem, kto interesuetsja problemami dirizhersko-ispolnitelskogo iskusstva.
SODERZHANIE:
Kochnev Ju. L. O knige B. F. Smirnova
Vvedenie
RAZDEL I. Muzykalno-esteticheskij aspekt dirizherskogo iskusstva
Glava I. Estetiko-teoreticheskaja problematika dirizherskogo iskusstva
§ 1. Muzykalno-esteticheskie problemy dirizherskogo iskusstva
§ 2. Khudozhestvenno-esteticheskie osnovy dirizherskogo iskusstva
Glava II. Khudozhestvenno-prikladnoj status iskusstva dirizhirovanija
§ 1. Dirizhirovanie kak pantomimicheskoe iskusstvo
§ 2. Dirizhirovanie kak bifunktsionalnoe iskusstvo
Glava III. Suschnostno-spetsificheskie cherty dirizherskogo iskusstva
§ 1. Manualnaja model muzyki — osnova iskusstva dirizhirovanija
§ 2. Interpretatsionnaja suschnost iskusstva dirizhirovanija
RAZDEL II. Sotsialno-psikhologicheskij aspekt dirizherskogo iskusstva
Glava IV. Dialektika tvorcheskogo vzaimodejstvija dirizhera i orkestra
§ 1. Dirizhirovanie kak kommunikativnyj protsess
§ 2. Edinstvo dirizherskogo i orkestrovogo tvorchestva
Glava V. Psikhologija vosprijatija simfonicheskogo kontserta publikoj
§ 1. Dirizhirovanie kak obekt vizualnogo vosprijatija
§ 2. Tselostnoe vosprijatie simfonicheskogo kontserta
Glava VI. Voprosy sotsialnogo funktsionirovanija dirizherskogo iskusstva
§ 1. Dirizherskoe iskusstvo kak sotsiologicheskaja problema
§ 2. Kritika i kriterii khudozhestvennosti dirizherskogo iskusstva
Zakljuchenie
Spisok literatury
Imennoj ukazatel
Prilozhenie