В монографии впервые в отечественной науке рассматривается творчество австрийского композитора Александра Цемлинского (1871–1942). Подробное описание жизненного пути музыканта, его деятельности, его окружения, художественной среды, в которой он существовал, сочетается в книге с обстоятельным представлением его основных сочинений: восемь опер, оркестровые произведения с участием голоса ("Лирическая симфония", "Симфонические песни"), камерно-инструментальная музыка, песни.
Биографические главы (1, 3, 5, 7 и 8-я) в работе чередуются с аналитическими (2, 4, 6 и 9-я), где исследуется собственно музыкальный текст и контекст. Аналитические главы соответствуют основным этапам творчества композитора: периодам ученичества и творческого становления (Вена), времени обретения индивидуального стиля и расцвета таланта (Прага) и позднему периоду, в котором усиливаются ретроспективные черты (Берлин, Вена). В приложениях помещены список сочинений Цемлинского и переводы некоторых использованных им поэтических текстов.
Книга адресована музыкантам, а также всем интересующимся музыкальной культурой конца XIX — первой половины XX столетия.
Aleksandr Tsemlinskiy. Life and creativity: monography.
Aleksandr Tsemlinskiy. Life and creativity: monography.
V monografii vpervye v otechestvennoj nauke rassmatrivaetsja tvorchestvo avstrijskogo kompozitora Aleksandra Tsemlinskogo (1871–1942). Podrobnoe opisanie zhiznennogo puti muzykanta, ego dejatelnosti, ego okruzhenija, khudozhestvennoj sredy, v kotoroj on suschestvoval, sochetaetsja v knige s obstojatelnym predstavleniem ego osnovnykh sochinenij: vosem oper, orkestrovye proizvedenija s uchastiem golosa ("Liricheskaja simfonija", "Simfonicheskie pesni"), kamerno-instrumentalnaja muzyka, pesni.
Biograficheskie glavy (1, 3, 5, 7 i 8-ja) v rabote cheredujutsja s analiticheskimi (2, 4, 6 i 9-ja), gde issleduetsja sobstvenno muzykalnyj tekst i kontekst. Analiticheskie glavy sootvetstvujut osnovnym etapam tvorchestva kompozitora: periodam uchenichestva i tvorcheskogo stanovlenija (Vena), vremeni obretenija individualnogo stilja i rastsveta talanta (Praga) i pozdnemu periodu, v kotorom usilivajutsja retrospektivnye cherty (Berlin, Vena). V prilozhenijakh pomescheny spisok sochinenij Tsemlinskogo i perevody nekotorykh ispolzovannykh im poeticheskikh tekstov.
Kniga adresovana muzykantam, a takzhe vsem interesujuschimsja muzykalnoj kulturoj kontsa XIX — pervoj poloviny XX stoletija.