Книга посвящена фортепианной музыке, звучавшей в московских концертах в XIX веке. В ней описана конфигурация московского концертного пространства: концертный календарь, виды концертов, основные группы исполнителей. Дается комплексная характеристика репертуара, включающая сочинения для рояля соло, дуэты, камерные ансамбли и фортепианные концерты, отмечаются закономерности их появления в концертной афише Москвы. В контексте концертной практики рассматривается также жанровая система русской фортепианной музыки. На примере сочинений пианистов-композиторов того времени прослеживаются связи концертной практики и композиторского творчества. В научный обиход вводится множество ныне забытых фортепианных произведений из русских архивов и библиотек. Важное место в книге занимают Приложения, основанные на документальных материалах. Приложение 1 представляет собой собранные в сводную хронологическую таблицу сведения о московских концертах XIX века с участием фортепиано. Приложение 2 содержит данные о фортепианной музыке, звучавшей на ученических вечерах Московской консерватории.
Издание предназначено для всех интересующихся концертной средой и фортепианной культурой XIX века.
Содержание
Введение
ЧАСТЬ I. МОСКОВСКАЯ КОНЦЕРТНАЯ СРЕДА
1. Концертная жизнь Москвы XIX столетия
2. Фортепианная музыка в московском концертном пространстве
2.1. От исполнителя-композитора к исполнителю-интерпретатору
2.2. От "виртуозного" к "классическому" стилю
2.3. Эволюция виртуозности
2.3.1. Виртуозность и игра
2.3.2. Камерность и концертность
ЧАСТЬ II. ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПИАНИСТОВ КОМПОЗИТОРОВ
1. Виртуозность и композиторское творчество
2. Жанровая система
2.1. Сонаты
2.2. Крупные концертные пьесы
2.2.1. Программные фантазии
2.2.2. Рондо
2.2.3. Баллады. Скерцо
2.2.4. Вариации. Вариационные фантазии
2.2.5. Переложения и обработки
2.3. Миниатюры
2.3.1. Танцевальные миниатюры
2.3.2. Лирические миниатюры
2.3.3. Фигурационные миниатюры
2.3.4. Программность в миниатюрах
2.4. Фортепиано плюс: концертные сочинения с ансамблем или оркестром
2.4.1. Камерные ансамбли с участием фортепиано
2.4.2. Фортепианные концерты
Заключение. Фортепианная музыка как индикатор концертной жизни Москвы XIX века
Основная литература
Избранная нотография
Приложение I. Фортепианная музыка в концертной жизни Москвы
XIX века: сводная хронологическая таблица
Приложение II. Фортепианная музыка в программах
ученических концертов Московской консерватории 1867-1905
Именной указатель
Summary
Piano music in the concert life of 19th century Moscow: monography
Piano music in the concert life of 19th century Moscow: monography
Kniga posvjaschena fortepiannoj muzyke, zvuchavshej v moskovskikh kontsertakh v XIX veke. V nej opisana konfiguratsija moskovskogo kontsertnogo prostranstva: kontsertnyj kalendar, vidy kontsertov, osnovnye gruppy ispolnitelej. Daetsja kompleksnaja kharakteristika repertuara, vkljuchajuschaja sochinenija dlja rojalja solo, duety, kamernye ansambli i fortepiannye kontserty, otmechajutsja zakonomernosti ikh pojavlenija v kontsertnoj afishe Moskvy. V kontekste kontsertnoj praktiki rassmatrivaetsja takzhe zhanrovaja sistema russkoj fortepiannoj muzyki. Na primere sochinenij pianistov-kompozitorov togo vremeni proslezhivajutsja svjazi kontsertnoj praktiki i kompozitorskogo tvorchestva. V nauchnyj obikhod vvoditsja mnozhestvo nyne zabytykh fortepiannykh proizvedenij iz russkikh arkhivov i bibliotek. Vazhnoe mesto v knige zanimajut Prilozhenija, osnovannye na dokumentalnykh materialakh. Prilozhenie 1 predstavljaet soboj sobrannye v svodnuju khronologicheskuju tablitsu svedenija o moskovskikh kontsertakh XIX veka s uchastiem fortepiano. Prilozhenie 2 soderzhit dannye o fortepiannoj muzyke, zvuchavshej na uchenicheskikh vecherakh Moskovskoj konservatorii.
Izdanie prednaznacheno dlja vsekh interesujuschikhsja kontsertnoj sredoj i fortepiannoj kulturoj XIX veka.
Soderzhanie
Vvedenie
CHAST I. MOSKOVSKAJa KONTSERTNAJa SREDA
1. Kontsertnaja zhizn Moskvy XIX stoletija
2. Fortepiannaja muzyka v moskovskom kontsertnom prostranstve
2.1. Ot ispolnitelja-kompozitora k ispolnitelju-interpretatoru
2.2. Ot "virtuoznogo" k "klassicheskomu" stilju
2.3. Evoljutsija virtuoznosti
2.3.1. Virtuoznost i igra
2.3.2. Kamernost i kontsertnost
CHAST II. PROIZVEDENIJa PIANISTOV KOMPOZITOROV
1. Virtuoznost i kompozitorskoe tvorchestvo
2. Zhanrovaja sistema
2.1. Sonaty
2.2. Krupnye kontsertnye pesy
2.2.1. Programmnye fantazii
2.2.2. Rondo
2.2.3. Ballady. Skertso
2.2.4. Variatsii. Variatsionnye fantazii
2.2.5. Perelozhenija i obrabotki
2.3. Miniatjury
2.3.1. Tantsevalnye miniatjury
2.3.2. Liricheskie miniatjury
2.3.3. Figuratsionnye miniatjury
2.3.4. Programmnost v miniatjurakh
2.4. Fortepiano pljus: kontsertnye sochinenija s ansamblem ili orkestrom
2.4.1. Kamernye ansambli s uchastiem fortepiano
2.4.2. Fortepiannye kontserty
Zakljuchenie. Fortepiannaja muzyka kak indikator kontsertnoj zhizni Moskvy XIX veka
Osnovnaja literatura
Izbrannaja notografija
Prilozhenie I. Fortepiannaja muzyka v kontsertnoj zhizni Moskvy
XIX veka: svodnaja khronologicheskaja tablitsa
Prilozhenie II. Fortepiannaja muzyka v programmakh
uchenicheskikh kontsertov Moskovskoj konservatorii 1867-1905
Imennoj ukazatel
Summary