1. Ноты
  2. Книги о музыке, учебные пособия
  3. Музыка XX века: от авангарда к постмодерну. Учебное пособие

Музыка XX века: от авангарда к постмодерну. Учебное пособие

Музыка XX века: от авангарда к постмодерну. Учебное пособие
Язык
Год выхода
Оформление
Количество страниц
440
EAN
9785895983065
 
Нет в нашем ассортименте.
Сообщить о поступлении Добавить в избранное
Предлагаемое издание представляет собой учебное пособие для музыковедов и композиторов первого курса консерваторий. Оно написано в оригинальном жанре лекций, содержащих актуальный материал по узловым проблемам отечественной и зарубежной музыки в ее движении от начала XX века к веку нынешнему. Акцентируются вопросы стилей, жанров, техник композиции в произведениях, ставших знаковыми в избранном периоде времени и малоизвестных студентам на начальном этапе обучения. В лекциях затрагиваются ключевые культурологические темы — авангардизм, постмодернизм, интертекстуальность и другие; наряду с изученными сегодня техниками (серийностью, сериальностью, пуантилизмом, алеаторикой) рассматриваются менее известные (формализованная музыка, спектральная музыка). Лекции предваряют для первокурсников специальные историко-теоретические дисциплины, на начальном этапе обучения погружая их в непростую ситуацию современной музыки. Они могут быть использованы как педагогами, ведущими спецкурс "Современная музыка", так и всеми, кто так или иначе соприкасается в преподавании с композиторским творчеством XX–XХI веков.

От авторов
1. Введение в музыку XX века
Чарлз Айвз — Четвертая симфония
Литература
2. Экспрессионизм и новые техники XX века
2.1. От тональности к атональности: Арнольд Шёнберг — Второй струнный квартет fis-moll ор. 10, Пять пьес для оркестра ор. 16
Литература
2.2. Тональная додекафония: Альбан Берг — Симфонические пьесы из оперы "Лулу", Концерт для скрипки с оркестром
Литература
2.3. Гемитоника и додекафония: Антон Веберн — Симфония ор. 21, Вариации для фортепиано ор. 27 (Вариации для оркестра ор. 30)
Литература
3. Русский авангард начала XX века и новые техники
3.1. Движение к свободной двенадцатитоновости: Артур Лурье — "Формы в воздухе" ("Синтéзы" ор. 16)
Литература
3.2. Авторские версии хроматической тональности: Николай Рославец — "Три сочинения" для фортепиано. Александр Мосолов — Четвертая соната для фортепиано ор. 11 (Николай Рославец — Ноктюрн. Александр Мосолов — "Три детские сценки" ор. 16, "Четыре газетных объявления" ор. 21)
Литература
3.3. Техника микрохроматики: Иван Вышнеградский — Прелюдии в четвертитоновой системе для двух фортепиано ор. 22, "Этюд на тему магического квадрата" для фортепиано ор. 40, "Этюд на вращательных движениях" для камерного оркестра ор. 45 с (Композиция для струнного квартета в четвертитоновой шкале ор. 43)
Литература
4. Интертекстуальные тенденции
4.1. Неоклассицизм ("вариации на стиль"): Игорь Стравинский — "Пульчинелла", "Поцелуй феи", "Похождения повесы", Месса (Симфония in C, Октет для духовых инструментов)
Литература
4.2. Транскрипция и работа по модели: Эдисон Денисов — Партита для скрипки и камерного оркестра. Альфред Шнитке — Concerto grosso № 2 (Родион Щедрин — "Музыка для города Кётена")
Литература
4.3. Цитата, аллюзия, анаграмма (монограмма): Фарадж Караев — Серенада "Я простился с Моцартом на Карловом мосту в Праге" ("1791"). Альфред Шнитке — Третья симфония (Фарадж Караев — Концерт для фортепиано и камерного оркестра. Альфред Шнитке — Minnesang, Moz-Art, (K)ein Sommernachtstraum)
Литература
5. Фольклор и музыка XX века
5.1. У истоков неофольклоризма: Игорь Стравинский — "Прибаутки", Три пьесы для струнного квартета, "Свадебка". Бела Барток — Cantata profana (Игорь Стравинский — "Колыбельные кота")
Литература
5.2. Неофольклоризм: Родион Щедрин — "Озорные частушки". Николай Сидельников — "Сокровенны разговоры". Владимир Мартынов — "Ночь в Галиции" (Николай Сидельников — "Русские сказки")
Литература
5.3. Фольклор и двенадцатитоновость: Роман Леденёв — "Попевки". Сергей Слонимский — "Концерт-буфф". Родион Щедрин — "Звоны". Эдисон Денисов — "Плачи"
Литература
6. Музыкальный авангард II
6.1. Конкретная и электроакустическая музыка: Пьер Шеффер — Пьер Анри — "Symphonie pour un homme seul". Дьёрдь Лигети — "Artikulation", "Aventures". Эдгар Варез — "De´serts", "Poe´me electronique" (Джон Кейдж — "Credo in Us", "Radio Music", "Fontana Mix", "Imaginary Landscapes" № 1, 2, 4, 5)
Литература
6.2. Сонорика и сонористика: Эдгар Варез — "Hyperprism", "Ionisation". Кшиштоф Пендерецкий — "Ofiarom Hiroszimy: Tren". Джордж Крам — "Night of the Four Moons", "Lux aeterna", "Vox balaenae" (Кшиштоф Пендерецкий — "Anaklasis", "Polymorphia". Джордж Крам — "Makrokosmos" I, II)
Литература
6.3. Сонорика и электроакустическая музыка: Карлхайнц Штокхаузен — "Gesang der Jünglinge", "Kontakte". Эдуард Артемьев — "Двенадцать взглядов на мир звука: Вариации на один тембр". Альфред Шнитке — "Поток". Эдисон Денисов — "Пение птиц" (София Губайдулина — "Vivente — non vivente")
Литература
6.4. Статическая сонорная композиция: Дьёрдь Лигети — "Atmosphe`res", "Lontano", "Lux aeterna" (Requiem, "Ramifications")
Литература
6.5. Техника алеаторики: Витольд Лютославский — "Trois poe`mes d’Henri Michaux", "Livre pour orchestre" (Альфред Шнитке — Серенада для пяти музыкантов)
Литература
6.6. Индивидуальная система музыкального языка и феномен программности: Оливье Мессиан — "Harawi, chant d’amour et de la mort", "Oiseaux exotiques", "Et exspecto resurrectionem mortuorum" ("La Nativite´ du Seigneur", "Couleurs de la Cite´ ce´leste", "Cinq Rechants", "Chronochromiе")
Литература
6.7. Сериализм: Луиджи Ноно — "Polifonica — Monodia — Ritmica", "Incontri", "Il canto sospeso"
Литература
6.8. От сериализма — к формульной композиции: Карлхайнц Штокхаузен — "Kreuzspiel", "Klavierstück XI", "Momente", "Stimmung", "Mantra" ("Aus den sieben Tagen", "Tierkreis" ("Zodiac"), "Ylem")
Литература
6.9. Постсериализм: Пьер Булез — "Le Marteau sans maître", "E´clat", "Rituel: in memoriam Bruno Maderna" (Третья соната для фортепиано, "Pli selon pli (S. Mallarme)")
Литература
6.10. Новая техника вокального интонирования: Лючано Берио — "Circles", "O King", "Cries of London" ("А-Ronne", "Coro")
Литература
6.11. "Манифест постмодернизма": Лючано Берио — Симфония для восьми голосов и оркестра
Литература
6.12. Сонорная модальность: Джон Кейдж и его prepared piano — "Bacchanale", "Sonatas and Interludes", "Second construction" ("Music for Marcel Duchamp", "A Room", "A Valentine out of Season", "Prelude for Meditation", "The Perilous Night")
Литература
6.13. "Формализованная музыка": Яннис Ксенакис — "Metastaseis", "Nomos gamma", "Phlegra" ("Anaktoria", "Jonchaies", "Palimpsest", "Jalons")
Литература
6.14. Спектральная музыка: Жерар Гризе — "Modulations". Тристан Мюрай — "De´sinte´grations" (Жерар Гризе — "Pe´riodes", Тристан Мюрай — "Me´moire / E´rosion")
Литература
7. Американский минимализм
Терри Райли — "In C". Стив Райх — "Piano Phase", "Different Trains". Филип Гласс — "Mad Rush", "Metamorphosis" 1–5. (Филип Гласс — "Wichita Vortex Sutra". Стив Райх — "Tehillim". Джон Адамс — "Century Rolls", "Hallelujah Junction")
Литература
8. Отечественная музыка второй половины XX века
8.1. Второй авангард в России (I). Серийная техника: Андрей Волконский — "Musica stricta", "Сюита зеркал". Николай Каретников — Соната для скрипки и фортепиано ор. 16 (Николай Каретников — Струнный квартет op. 18)
Литература
8.2. Второй авангард в России (II). "Московская тройка": Эдисон Денисов — "Солнце инков". Альфред Шнитке — Кантата "История доктора Иоганна Фауста". София Губайдулина — Концерт для скрипки с оркестром "Offertorium"
Литература
8.3. Эстетика "новой простоты": Арво Пярт — "Tabula rasa", "Fratres". Валентин Сильвестров — Первый квартет, "Тихие песни" (Арво Пярт — "Passio Domini nostri Jesu Christi secundum Joannem", "Stabat mater". Валентин Сильвестров — "Китч-музыка", Серенада для струнного оркестра, "Постлюдия" для фортепиано и симфонического оркестра)
Литература
8.4. Русская версия минимализма: Владимир Мартынов — "Листок из альбома", "Плач Иеремии". Николай Корндорф — "Ярило", "Гимны" I, II, III (Владимир Мартынов — "Opus posth I", "Двенадцать побед короля Артура". Николай Корндорф — "Con sordino", "In D")
Литература
8.5. Композиторы — члены АСМ-2 (I): Фарадж Караев — Концерт для оркестра и скрипки соло. Владимир Тарнопольский — "Маятник Фуко" (Фарадж Караев — "Vingt ans aprѐs — nostalgie…", "Klänge einer traurigen Nacht". Владимир Тарнопольский — "Кассандра", "Hommage à Kandinsky")
Литература
8.6. Композиторы — члены АСМ-2 (II): Виктор Екимовский — "Аленький цветочек" (Композиция 91). Юрий Каспаров — "Les Symboles de Picasso". Александр Раскатов — "Xenia" (Виктор Екимовский — "Стихъ на скончаніе вѣка сего" (Композиция 84). Юрий Каспаров — "Obe´lisque". Александр Раскатов — "Ritual")
Литература
Music of 20th century: from avantgard to post-modern. Tutorial.
Music of 20th century: from avantgard to post-modern. Tutorial.
Predlagaemoe izdanie predstavljaet soboj uchebnoe posobie dlja muzykovedov i kompozitorov pervogo kursa konservatorij. Ono napisano v originalnom zhanre lektsij, soderzhaschikh aktualnyj material po uzlovym problemam otechestvennoj i zarubezhnoj muzyki v ee dvizhenii ot nachala XX veka k veku nyneshnemu. Aktsentirujutsja voprosy stilej, zhanrov, tekhnik kompozitsii v proizvedenijakh, stavshikh znakovymi v izbrannom periode vremeni i maloizvestnykh studentam na nachalnom etape obuchenija. V lektsijakh zatragivajutsja kljuchevye kulturologicheskie temy — avangardizm, postmodernizm, intertekstualnost i drugie; narjadu s izuchennymi segodnja tekhnikami (serijnostju, serialnostju, puantilizmom, aleatorikoj) rassmatrivajutsja menee izvestnye (formalizovannaja muzyka, spektralnaja muzyka). Lektsii predvarjajut dlja pervokursnikov spetsialnye istoriko-teoreticheskie distsipliny, na nachalnom etape obuchenija pogruzhaja ikh v neprostuju situatsiju sovremennoj muzyki. Oni mogut byt ispolzovany kak pedagogami, veduschimi spetskurs "Sovremennaja muzyka", tak i vsemi, kto tak ili inache soprikasaetsja v prepodavanii s kompozitorskim tvorchestvom XX–XKHI vekov.

Ot avtorov
1. Vvedenie v muzyku XX veka
Charlz Ajvz — Chetvertaja simfonija
Literatura
2. Ekspressionizm i novye tekhniki XX veka
2.1. Ot tonalnosti k atonalnosti: Arnold Shjonberg — Vtoroj strunnyj kvartet fis-moll or. 10, Pjat pes dlja orkestra or. 16
Literatura
2.2. Tonalnaja dodekafonija: Alban Berg — Simfonicheskie pesy iz opery "Lulu", Kontsert dlja skripki s orkestrom
Literatura
2.3. Gemitonika i dodekafonija: Anton Vebern — Simfonija or. 21, Variatsii dlja fortepiano or. 27 (Variatsii dlja orkestra or. 30)
Literatura
3. Russkij avangard nachala XX veka i novye tekhniki
3.1. Dvizhenie k svobodnoj dvenadtsatitonovosti: Artur Lure — "Formy v vozdukhe" ("Sintézy" or. 16)
Literatura
3.2. Avtorskie versii khromaticheskoj tonalnosti: Nikolaj Roslavets — "Tri sochinenija" dlja fortepiano. Aleksandr Mosolov — Chetvertaja sonata dlja fortepiano or. 11 (Nikolaj Roslavets — Noktjurn. Aleksandr Mosolov — "Tri detskie stsenki" or. 16, "Chetyre gazetnykh objavlenija" or. 21)
Literatura
3.3. Tekhnika mikrokhromatiki: Ivan Vyshnegradskij — Preljudii v chetvertitonovoj sisteme dlja dvukh fortepiano or. 22, "Etjud na temu magicheskogo kvadrata" dlja fortepiano or. 40, "Etjud na vraschatelnykh dvizhenijakh" dlja kamernogo orkestra or. 45 s (Kompozitsija dlja strunnogo kvarteta v chetvertitonovoj shkale or. 43)
Literatura
4. Intertekstualnye tendentsii
4.1. Neoklassitsizm ("variatsii na stil"): Igor Stravinskij — "Pulchinella", "Potseluj fei", "Pokhozhdenija povesy", Messa (Simfonija in C, Oktet dlja dukhovykh instrumentov)
Literatura
4.2. Transkriptsija i rabota po modeli: Edison Denisov — Partita dlja skripki i kamernogo orkestra. Alfred Shnitke — Concerto grosso № 2 (Rodion Schedrin — "Muzyka dlja goroda Kjotena")
Literatura
4.3. Tsitata, alljuzija, anagramma (monogramma): Faradzh Karaev — Serenada "Ja prostilsja s Motsartom na Karlovom mostu v Prage" ("1791"). Alfred Shnitke — Tretja simfonija (Faradzh Karaev — Kontsert dlja fortepiano i kamernogo orkestra. Alfred Shnitke — Minnesang, Moz-Art, (K)ein Sommernachtstraum)
Literatura
5. Folklor i muzyka XX veka
5.1. U istokov neofolklorizma: Igor Stravinskij — "Pribautki", Tri pesy dlja strunnogo kvarteta, "Svadebka". Bela Bartok — Cantata profana (Igor Stravinskij — "Kolybelnye kota")
Literatura
5.2. Neofolklorizm: Rodion Schedrin — "Ozornye chastushki". Nikolaj Sidelnikov — "Sokrovenny razgovory". Vladimir Martynov — "Noch v Galitsii" (Nikolaj Sidelnikov — "Russkie skazki")
Literatura
5.3. Folklor i dvenadtsatitonovost: Roman Ledenjov — "Popevki". Sergej Slonimskij — "Kontsert-buff". Rodion Schedrin — "Zvony". Edison Denisov — "Plachi"
Literatura
6. Muzykalnyj avangard II
6.1. Konkretnaja i elektroakusticheskaja muzyka: Per Sheffer — Per Anri — "Symphonie pour un homme seul". Djord Ligeti — "Artikulation", "Aventures". Edgar Varez — "De´serts", "Poe´me electronique" (Dzhon Kejdzh — "Credo in Us", "Radio Music", "Fontana Mix", "Imaginary Landscapes" № 1, 2, 4, 5)
Literatura
6.2. Sonorika i sonoristika: Edgar Varez — "Hyperprism", "Ionisation". Kshishtof Penderetskij — "Ofiarom Hiroszimy: Tren". Dzhordzh Kram — "Night of the Four Moons", "Lux aeterna", "Vox balaenae" (Kshishtof Penderetskij — "Anaklasis", "Polymorphia". Dzhordzh Kram — "Makrokosmos" I, II)
Literatura
6.3. Sonorika i elektroakusticheskaja muzyka: Karlkhajnts Shtokkhauzen — "Gesang der Jünglinge", "Kontakte". Eduard Artemev — "Dvenadtsat vzgljadov na mir zvuka: Variatsii na odin tembr". Alfred Shnitke — "Potok". Edison Denisov — "Penie ptits" (Sofija Gubajdulina — "Vivente — non vivente")
Literatura
6.4. Staticheskaja sonornaja kompozitsija: Djord Ligeti — "Atmosphe`res", "Lontano", "Lux aeterna" (Requiem, "Ramifications")
Literatura
6.5. Tekhnika aleatoriki: Vitold Ljutoslavskij — "Trois poe`mes d’Henri Michaux", "Livre pour orchestre" (Alfred Shnitke — Serenada dlja pjati muzykantov)
Literatura
6.6. Individualnaja sistema muzykalnogo jazyka i fenomen programmnosti: Olive Messian — "Harawi, chant d’amour et de la mort", "Oiseaux exotiques", "Et exspecto resurrectionem mortuorum" ("La Nativite´ du Seigneur", "Couleurs de la Cite´ ce´leste", "Cinq Rechants", "Chronochromie")
Literatura
6.7. Serializm: Luidzhi Nono — "Polifonica — Monodia — Ritmica", "Incontri", "Il canto sospeso"
Literatura
6.8. Ot serializma — k formulnoj kompozitsii: Karlkhajnts Shtokkhauzen — "Kreuzspiel", "Klavierstück XI", "Momente", "Stimmung", "Mantra" ("Aus den sieben Tagen", "Tierkreis" ("Zodiac"), "Ylem")
Literatura
6.9. Postserializm: Per Bulez — "Le Marteau sans maître", "E´clat", "Rituel: in memoriam Bruno Maderna" (Tretja sonata dlja fortepiano, "Pli selon pli (S. Mallarme)")
Literatura
6.10. Novaja tekhnika vokalnogo intonirovanija: Ljuchano Berio — "Circles", "O King", "Cries of London" ("A-Ronne", "Coro")
Literatura
6.11. "Manifest postmodernizma": Ljuchano Berio — Simfonija dlja vosmi golosov i orkestra
Literatura
6.12. Sonornaja modalnost: Dzhon Kejdzh i ego prepared piano — "Bacchanale", "Sonatas and Interludes", "Second construction" ("Music for Marcel Duchamp", "A Room", "A Valentine out of Season", "Prelude for Meditation", "The Perilous Night")
Literatura
6.13. "Formalizovannaja muzyka": Jannis Ksenakis — "Metastaseis", "Nomos gamma", "Phlegra" ("Anaktoria", "Jonchaies", "Palimpsest", "Jalons")
Literatura
6.14. Spektralnaja muzyka: Zherar Grize — "Modulations". Tristan Mjuraj — "De´sinte´grations" (Zherar Grize — "Pe´riodes", Tristan Mjuraj — "Me´moire / E´rosion")
Literatura
7. Amerikanskij minimalizm
Terri Rajli — "In C". Stiv Rajkh — "Piano Phase", "Different Trains". Filip Glass — "Mad Rush", "Metamorphosis" 1–5. (Filip Glass — "Wichita Vortex Sutra". Stiv Rajkh — "Tehillim". Dzhon Adams — "Century Rolls", "Hallelujah Junction")
Literatura
8. Otechestvennaja muzyka vtoroj poloviny XX veka
8.1. Vtoroj avangard v Rossii (I). Serijnaja tekhnika: Andrej Volkonskij — "Musica stricta", "Sjuita zerkal". Nikolaj Karetnikov — Sonata dlja skripki i fortepiano or. 16 (Nikolaj Karetnikov — Strunnyj kvartet op. 18)
Literatura
8.2. Vtoroj avangard v Rossii (II). "Moskovskaja trojka": Edison Denisov — "Solntse inkov". Alfred Shnitke — Kantata "Istorija doktora Ioganna Fausta". Sofija Gubajdulina — Kontsert dlja skripki s orkestrom "Offertorium"
Literatura
8.3. Estetika "novoj prostoty": Arvo Pjart — "Tabula rasa", "Fratres". Valentin Silvestrov — Pervyj kvartet, "Tikhie pesni" (Arvo Pjart — "Passio Domini nostri Jesu Christi secundum Joannem", "Stabat mater". Valentin Silvestrov — "Kitch-muzyka", Serenada dlja strunnogo orkestra, "Postljudija" dlja fortepiano i simfonicheskogo orkestra)
Literatura
8.4. Russkaja versija minimalizma: Vladimir Martynov — "Listok iz alboma", "Plach Ieremii". Nikolaj Korndorf — "Jarilo", "Gimny" I, II, III (Vladimir Martynov — "Opus posth I", "Dvenadtsat pobed korolja Artura". Nikolaj Korndorf — "Con sordino", "In D")
Literatura
8.5. Kompozitory — chleny ASM-2 (I): Faradzh Karaev — Kontsert dlja orkestra i skripki solo. Vladimir Tarnopolskij — "Majatnik Fuko" (Faradzh Karaev — "Vingt ans aprѐs — nostalgie…", "Klänge einer traurigen Nacht". Vladimir Tarnopolskij — "Kassandra", "Hommage à Kandinsky")
Literatura
8.6. Kompozitory — chleny ASM-2 (II): Viktor Ekimovskij — "Alenkij tsvetochek" (Kompozitsija 91). Jurij Kasparov — "Les Symboles de Picasso". Aleksandr Raskatov — "Xenia" (Viktor Ekimovskij — "Stikh na skonchanіe vѣka sego" (Kompozitsija 84). Jurij Kasparov — "Obe´lisque". Aleksandr Raskatov — "Ritual")
Literatura
EAN
9785895983065
Похожие товары
  • Гаккель Леонид Евгеньевич
    Год выхода: 2017
    Твердый переплет
    28.00 €
    25.45 € без НДС
  • Жученко А.
    Год выхода: 2008
    Мягкая обложка
    9.00 €
    8.18 € без НДС
  • Год выхода: 2010
    Мягкая обложка
    9.00 €
    8.18 € без НДС
  • Год выхода: 2010
    Мягкая обложка
    9.00 €
    8.18 € без НДС
  • Тамара Ливанова
    Год выхода: 2018
    Твердый переплет
    32.00 €
    29.09 € без НДС
  • Поддубный Сергей
    Год выхода: 2014
    Мягкая обложка
    12.00 €
    10.91 € без НДС
  • Год выхода: 2019
    Мягкая обложка
    9.00 €
    8.18 € без НДС
  • Онеггер Артур
    Год выхода: 2019
    Мягкая обложка
    12.00 €
    10.91 € без НДС
  • Год выхода: 2014
    Мягкая обложка
    12.00 €
    10.91 € без НДС
  • Абызова Лариса
    Год выхода: 2020
    Твердый переплет
    20.00 €
    18.18 € без НДС