Название книги говорит о многосоставности ее содержания. Автор книги — доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории, лауреат Государственной премии России Всеволод Всеволодович Задерацкий.
Издание представляет собой сборник очерков, статей, эссе, портретных зарисовок конкретных деятелей культуры. Материалы сборника созданы в разное время и той или иной мере отражают господствовавшую в разные десятилетия второй половины XX века направленность исследовательских интересов. В первый раздел, посвященный проблемам культурологи и обновления контура музыкальной культуры в новейшее время, вошли статьи, написанные непосредственно после революционного сдвига 1991 года.
Теоретические исследования почти целиком принадлежат советскому периоду истории и отвечают наиболее актуальным призывам времени. В них поднимаются вопросы новой полифонической техники, мелоса, ритмики и сонористики, электронной композиции и музыкальной формы, резонирующей новым музыкально-грамматическим основаниям.
Долгие годы автор жил на Украине, и очерки, посвященные музыкальной украинистике, содержат не известную русскому читателю информацию о творчестве украинских композиторов, относящемся к советскому периоду истории в его наиболее значительных проявлениях. Музыкальная эссеистика и портретные зарисовки во многом созданы автором специально для данного сборника в годы, непосредственно прилегающие ко времени издания книги.
Главная ценность сборника заключена в онтологическом характере исследования, вписывающего рассматриваемое музыкальное явление не только в общекультурный, но и в социальный, политический, гуманитарный и мировоззренческий контекст его бытования. Представить явления и тенденции в синкретической целостности — задача, решаемая автором.
Читатели, интересующиеся различными аспектами музыкальной культуры XX столетия, найдут в книге В.В.Задерацкого ответы на многие вопросы, не потерявшие своей актуальности сегодня.
Nazvanie knigi govorit o mnogosostavnosti ee soderzhanija. Avtor knigi — doktor iskusstvovedenija, professor Moskovskoj konservatorii, laureat Gosudarstvennoj premii Rossii Vsevolod Vsevolodovich Zaderatskij.
Izdanie predstavljaet soboj sbornik ocherkov, statej, esse, portretnykh zarisovok konkretnykh dejatelej kultury. Materialy sbornika sozdany v raznoe vremja i toj ili inoj mere otrazhajut gospodstvovavshuju v raznye desjatiletija vtoroj poloviny XX veka napravlennost issledovatelskikh interesov. V pervyj razdel, posvjaschennyj problemam kulturologi i obnovlenija kontura muzykalnoj kultury v novejshee vremja, voshli stati, napisannye neposredstvenno posle revoljutsionnogo sdviga 1991 goda.
Teoreticheskie issledovanija pochti tselikom prinadlezhat sovetskomu periodu istorii i otvechajut naibolee aktualnym prizyvam vremeni. V nikh podnimajutsja voprosy novoj polifonicheskoj tekhniki, melosa, ritmiki i sonoristiki, elektronnoj kompozitsii i muzykalnoj formy, rezonirujuschej novym muzykalno-grammaticheskim osnovanijam.
Dolgie gody avtor zhil na Ukraine, i ocherki, posvjaschennye muzykalnoj ukrainistike, soderzhat ne izvestnuju russkomu chitatelju informatsiju o tvorchestve ukrainskikh kompozitorov, otnosjaschemsja k sovetskomu periodu istorii v ego naibolee znachitelnykh projavlenijakh. Muzykalnaja esseistika i portretnye zarisovki vo mnogom sozdany avtorom spetsialno dlja dannogo sbornika v gody, neposredstvenno prilegajuschie ko vremeni izdanija knigi.
Glavnaja tsennost sbornika zakljuchena v ontologicheskom kharaktere issledovanija, vpisyvajuschego rassmatrivaemoe muzykalnoe javlenie ne tolko v obschekulturnyj, no i v sotsialnyj, politicheskij, gumanitarnyj i mirovozzrencheskij kontekst ego bytovanija. Predstavit javlenija i tendentsii v sinkreticheskoj tselostnosti — zadacha, reshaemaja avtorom.
Chitateli, interesujuschiesja razlichnymi aspektami muzykalnoj kultury XX stoletija, najdut v knige V.V.Zaderatskogo otvety na mnogie voprosy, ne poterjavshie svoej aktualnosti segodnja.