Помимо своей композиторской деятельности Феликс Мендельсон Бартольди (1809-1847) был блестящим органистом и импровизатором. Однажды в рамках концертного турне по Англии он даже выступил с серией органных концертов перед самой королевой Викторией. Примерно в 1831 году из его многочисленных импровизацией и эскизов для органа родились отдельные пьесы, впоследствии они легли в основу Шести Сонат. Разнообразное происхождение и назначение этого материала объясняет его пестроту, что отразилось как на жанровом разнообразии, так и в стилистическом эклектизме позднее возникшего цикла.
Шесть Сонат по заслугам занимают центральное место в органном творчестве Мендельсона. Завершенные за два года до кончины композитора (в 1845 году), они представляют собой конгломерат типичных для органной музыки форм. Одним из основных жанров в литургии была и остается хоральная обработка. Можно сказать, вся музыкальная эстетика культа выросла из переосмысления одноголосного церковного песнопения — хорала, сначала грегорианского, а затем — с 1517 года — и протестантского. Этому жанру отдает дань в своем цикле и Мендельсон: три из шести сонат написаны на темы известных церковных песнопений. Так, в первой части Первой Сонаты в ответ на начальные бушевания, на побочном мануале в хоральном изложении звучит тема: «Что пожелает мой Господь, да свершится во все времена» (мелодия 1529 года). В Третьей Сонате во втором разделе первой части в качестве cantus firmus’а, разворачивающегося на фоне монументальной, по своему размаху едва ли не баховской двойной фуги, использована знаменитая страстная мелодия Мартина Лютера 1524 года «Из глубокой нужды взываю я к тебе». В основе вариаций из Шестой Сонаты (первая часть) лежит тема «Отче наш», восходящая еще к XIV веку. Все три темы, а с ними и подтекст мендельсоновских сонат отмечены печатью Реформации, что не могло не отразиться и на музыкальной стороне цикла.
Сонатно-симфонический цикл — достижение последовавшей за Реформацией эпохи Классицизма — отходит скорее на второй план, сонатной формы в чистом виде мы не встретим в этом цикле нигде. Хорал, фуга, трио, ария, прелюдия, вариации, марш — вот арсенал тех форм, к которым тяготеет Мендельсон, форм, составивших силу барочной музыки и уступивших пальму первенства объективности венского классицизма. С точки зрения обращения с органом заметно глубочайшее знакомство Мендельсона как с барочным инструментарием, о чем свидетельствуют ясно очерченные формы его музыки, так и с палитрой нового романтического органа, способного воспроизвести плавное нарастание и убывание звучности. Здесь открывается широкое поле для Мендельсона-симфониста, автора пяти симфоний, увертюры «Сон в летнюю ночь» и т.д. Так, Четвертая и Пятая Сонаты по интенсивности своего развития и по разнообразию тембровых идей вполне мыслимы в виде красочных партитур. При прослушивании живо представляешь себе отдельные оркестровые голоса: вот в сопровождении струнной группы провел свое соло гобой, здесь ему вторит гнусавый английский рожок, а там откликнулось целое тутти... Эти две сонаты, пожалуй, единственные, где еще ощущается дыхание сонатной формы.
Особенности структуры, глубокое усвоение и переосмысление литургического начала, а также полнокровный звуковой мир в сочетании с простотой, если не сказать наивностью музыкального языка способны отыскать ключ к любому слушательскому сердцу.
Содержание:
CD 1
Sonata №4 B-Dur (1844/45) — Соната №4 Си-Бемоль-Мажор
Allegro con brio
Andante religioso
Allegretto
Allegro maestoso e vivace
Sonata №2 c-Moll (1839/44) — Соната №2 до-Минор
Grave
Adagio
Allegro maestoso e vivace
Fuga. Allegro moderato
Sonata №3 A-Dur (1839/44) — Соната №3 Ля-Мажор
über das Thema "Aus tiefer Not schrei ich zu Dir"
на тему «Из глубокой нужды взываю я к тебе»
Con moto maestoso
Andante tranquillo
Gesamtdauer/ Общее время — 41:29
CD 2
Sonata №5 D-Dur (1844/45) — Соната №5 Ре-Мажор
Andante
Andante con moto
Allegro maestoso
Sonata №6 d-Moll (1844/45) — Соната №6 ре-Минор
über das Thema "Vater unser im Himmelreich"
Choral. Andante sostenuto. Allegro molto
Fuga. Sostenuto e legato
Finale. Andante
Sonata №1 f-Moll (1844/45) — Соната №1 фа-Минор
über das Thema "Was mein Gott will, das g'scheh' allzeit"
на тему «Что пожелает мой Господь, да свершится во все времена»
Allegro moderato e serioso
Adagio
Andante. Recit
Allegro assai vivace
Gesamtdauer/ Общее время — 44:16
Запись произведена в церкви Христа в г.Вильгельмсхафене
на органе Альфреда Фюрера (1961/82) 24-25 апреля 2010 г.
Запись, мастеринг — Николай Стенин
Дата релиза/ Released — 23.03.2017
Pomimo svoej kompozitorskoj dejatelnosti Feliks Mendelson Bartoldi (1809-1847) byl blestjaschim organistom i improvizatorom. Odnazhdy v ramkakh kontsertnogo turne po Anglii on dazhe vystupil s seriej organnykh kontsertov pered samoj korolevoj Viktoriej. Primerno v 1831 godu iz ego mnogochislennykh improvizatsiej i eskizov dlja organa rodilis otdelnye pesy, vposledstvii oni legli v osnovu Shesti Sonat. Raznoobraznoe proiskhozhdenie i naznachenie etogo materiala objasnjaet ego pestrotu, chto otrazilos kak na zhanrovom raznoobrazii, tak i v stilisticheskom eklektizme pozdnee voznikshego tsikla.
Shest Sonat po zaslugam zanimajut tsentralnoe mesto v organnom tvorchestve Mendelsona. Zavershennye za dva goda do konchiny kompozitora (v 1845 godu), oni predstavljajut soboj konglomerat tipichnykh dlja organnoj muzyki form. Odnim iz osnovnykh zhanrov v liturgii byla i ostaetsja khoralnaja obrabotka. Mozhno skazat, vsja muzykalnaja estetika kulta vyrosla iz pereosmyslenija odnogolosnogo tserkovnogo pesnopenija — khorala, snachala gregorianskogo, a zatem — s 1517 goda — i protestantskogo. Etomu zhanru otdaet dan v svoem tsikle i Mendelson: tri iz shesti sonat napisany na temy izvestnykh tserkovnykh pesnopenij. Tak, v pervoj chasti Pervoj Sonaty v otvet na nachalnye bushevanija, na pobochnom manuale v khoralnom izlozhenii zvuchit tema: «Chto pozhelaet moj Gospod, da svershitsja vo vse vremena» (melodija 1529 goda). V Tretej Sonate vo vtorom razdele pervoj chasti v kachestve cantus firmus’a, razvorachivajuschegosja na fone monumentalnoj, po svoemu razmakhu edva li ne bakhovskoj dvojnoj fugi, ispolzovana znamenitaja strastnaja melodija Martina Ljutera 1524 goda «Iz glubokoj nuzhdy vzyvaju ja k tebe». V osnove variatsij iz Shestoj Sonaty (pervaja chast) lezhit tema «Otche nash», voskhodjaschaja esche k XIV veku. Vse tri temy, a s nimi i podtekst mendelsonovskikh sonat otmecheny pechatju Reformatsii, chto ne moglo ne otrazitsja i na muzykalnoj storone tsikla.
Sonatno-simfonicheskij tsikl — dostizhenie posledovavshej za Reformatsiej epokhi Klassitsizma — otkhodit skoree na vtoroj plan, sonatnoj formy v chistom vide my ne vstretim v etom tsikle nigde. Khoral, fuga, trio, arija, preljudija, variatsii, marsh — vot arsenal tekh form, k kotorym tjagoteet Mendelson, form, sostavivshikh silu barochnoj muzyki i ustupivshikh palmu pervenstva obektivnosti venskogo klassitsizma. S tochki zrenija obraschenija s organom zametno glubochajshee znakomstvo Mendelsona kak s barochnym instrumentariem, o chem svidetelstvujut jasno ocherchennye formy ego muzyki, tak i s palitroj novogo romanticheskogo organa, sposobnogo vosproizvesti plavnoe narastanie i ubyvanie zvuchnosti. Zdes otkryvaetsja shirokoe pole dlja Mendelsona-simfonista, avtora pjati simfonij, uvertjury «Son v letnjuju noch» i t.d. Tak, Chetvertaja i Pjataja Sonaty po intensivnosti svoego razvitija i po raznoobraziju tembrovykh idej vpolne myslimy v vide krasochnykh partitur. Pri proslushivanii zhivo predstavljaesh sebe otdelnye orkestrovye golosa: vot v soprovozhdenii strunnoj gruppy provel svoe solo goboj, zdes emu vtorit gnusavyj anglijskij rozhok, a tam otkliknulos tseloe tutti... Eti dve sonaty, pozhaluj, edinstvennye, gde esche oschuschaetsja dykhanie sonatnoj formy.
Osobennosti struktury, glubokoe usvoenie i pereosmyslenie liturgicheskogo nachala, a takzhe polnokrovnyj zvukovoj mir v sochetanii s prostotoj, esli ne skazat naivnostju muzykalnogo jazyka sposobny otyskat kljuch k ljubomu slushatelskomu serdtsu.
Soderzhanie:
CD 1
Sonata №4 B-Dur (1844/45) — Sonata №4 Si-Bemol-Mazhor
Allegro con brio
Andante religioso
Allegretto
Allegro maestoso e vivace
Sonata №2 c-Moll (1839/44) — Sonata №2 do-Minor
Grave
Adagio
Allegro maestoso e vivace
Fuga. Allegro moderato
Sonata №3 A-Dur (1839/44) — Sonata №3 Lja-Mazhor
über das Thema "Aus tiefer Not schrei ich zu Dir"
na temu «Iz glubokoj nuzhdy vzyvaju ja k tebe»
Con moto maestoso
Andante tranquillo
Gesamtdauer/ Obschee vremja — 41:29
CD 2
Sonata №5 D-Dur (1844/45) — Sonata №5 Re-Mazhor
Andante
Andante con moto
Allegro maestoso
Sonata №6 d-Moll (1844/45) — Sonata №6 re-Minor
über das Thema "Vater unser im Himmelreich"
Choral. Andante sostenuto. Allegro molto
Fuga. Sostenuto e legato
Finale. Andante
Sonata №1 f-Moll (1844/45) — Sonata №1 fa-Minor
über das Thema "Was mein Gott will, das g'scheh' allzeit"
na temu «Chto pozhelaet moj Gospod, da svershitsja vo vse vremena»
Allegro moderato e serioso
Adagio
Andante. Recit
Allegro assai vivace
Gesamtdauer/ Obschee vremja — 44:16
Zapis proizvedena v tserkvi Khrista v g.Vilgelmskhafene
na organe Alfreda Fjurera (1961/82) 24-25 aprelja 2010 g.
Zapis, mastering — Nikolaj Stenin
Data reliza/ Released — 23.03.2017