1. Музыка
  2. Рок-музыка и альтернатива
  3. Борис Гребенщиков. Время N

Борис Гребенщиков. Время N

Борис Гребенщиков. Время N
Тип носителя
CDs
1
Год выхода
EAN
4620032910540
 
Нет в нашем ассортименте.
Добавить в избранное
1. Время N
2. Темный как ночь
3. Сякухачи
4. На ржавом ветру
5. Песни нелюбимых
6. Ножи Бодхисаттвы
7. Прикуривает от пустоты
8. Соль
9. Крестовый поход птиц

10 причин слушать новый альбом БГ

1. Своей предыдущей работой "Соль" Гребенщиков задал столь высокую планку - как по форме, так и по содержанию - что для всякого, кто хоть сколько-нибудь следит за состоянием не то чтобы российской рок-музыки, но и современной русской культуры в целом, новый альбом становится практически обязательной вехой на пути понимания современного русского сознания.

2. Первые же слова первой же, заглавной песни нового альбома задают тон серьезности разговора: "Позвольте мне прервать ваши вечные споры, позвольте расшатать скрепы и опоры".
Как мало кто другой из современных русских поэтов, БГ отчаянно и с неизбывной болью вслушивается в состояние современного российского общества, страстно, до крика, переживает его раскол ("брат на брата, потеряли эту нить"), собственные в связи с этим горечь и бессилие ("уговори меня, что все не так страшно, угомони меня, я не могу кричать больше"), потерю ориентиров ("у нас в груди был хрустальный колокольчик, на него наступили, он больше не звенит"), веры и надежды ("все кричат вира, а всё выходит майна", "там, где был весенний рассвет - пыль, запустенье").

3. Его переживания никогда не плакатны, в них нет прямолинейной лозунговости, хотя маркеры непреходящей тревоги и хаоса разбросаны повсюду: "небо в камуфляже", "налитые кровью глаза, тяжелая свинцовая муть", "когда в Ростове наступает дольче вита, сказать по нашему - комендантский час", "они разбудили зверя, он кричит, он не может уснуть"...

4. Даже если вы не следите за концертной деятельностью БГ и "Аквариума", студийные записи Гребенщикова, безусловно, стоит слушать. Как и у его кумиров Битлз середины 60-х годов, разрыв между концертами и записями в его работе огромен.
Продолжавшаяся в течение двух лет, разбросанная по восьми (!) студиям Лондона, Санкт-Петербурга, Лос-Анджелеса и Киева запись с участием десятков самых разных музыкантов дала очень сложный по фактуре и невероятно богатый и разнообразный по звучаниям и аранжировкам музыкальный продукт, воспроизвести который на сцене при всем желании не удастся.

5. Продукт этот - результат неустанного непрерывного поиска нового музыкального языка, новых форм, новых звучаний. Каждая без исключения песня "Времени N" звучит по новому, нередко совершенно неожиданно.
Гребенщиков очень долго искал продюсера, который смог бы придать его песням новое актуально-современное звучание. Выбор пал на британца Стива Джонса, трехкратного лауреата "Грэмми", человека новой генерации, вышедшего из андеграундной клубной сцены начала 90-х. Chemical Brothers, Моби, Daft Punk, Roots Manuva - далеко не полный список артистов, над альбомами которых работал Джоунс, дает представление о звуке, который искал БГ.
БГ сам выступил в качестве сопродюсера, и, по счастью, полного сдвига в сторону электронного звучания удалось избежать. Альбом звучит современно, но сохраняет аналоговое тепло и привычный фирменный звук: полноценные струнные, аккордеон, флейты, даже архаичный сегодня, но столь милый уху меломанов-ветеранов меллотрон.
Куда более богатый по инструментальному арсеналу и совершенный по качеству записи, по своим музыкальным идеям он кажется, тем не менее, ближайшим родственником лучших альбомов "Аквариума" середины 80-х.

6. Богатство и разнообразие звучания и аранжировок достигается, в том числе, всегда характерным для Гребенщикова, но ставшим доступным ему лишь в последние годы беспрецедентным для российской рок-музыки стилистическим и даже географическим разбросом.
Болгарский хор, израильские музыканты, играющие на разновидности лютни сазе и восточной арфе кануне, гусли, не говоря уже о более традиционном для рока инструментарии - настоящий музыкальный интернационал.

7. Как и в "Соли", во "Времени N" БГ осуществляет юношеские мечты - поиграть, записаться с музыкантами, которые были для него кумирами молодости. Желание понятное, хотя результаты смешанные. Присутствие Брайана Ино в "Крестовом Походе Птиц" скорее символическое - Ино, как известно, славен не столько своими вполне ограниченными способностями инструменталиста, сколько продюсерским чутьем и вкусом.
Зато рваная, дерганная гитара Ричарда Томпсона в "На Ржавом Ветру" или пронзительная, истеричная саксофонная кода Мела Коллинса из King Crimson в той же песне - отнюдь не декоративные украшения. Это значимые, несущие яркий смысл краски.
Кумирами молодости, впрочем, круг привлеченных музыкантов не ограничивается. Взрывная, предельно экспрессивная гитара годящегося БГ в сыновья 40-летнего Лео Эбрамса, в послужном списке которого сотрудничество с Брайном Ино, Полом Саймоном, Джарвисом Кокером, Марианн Фейтфул и другими грандами, - один из инструментальных центров тяжести альбома.

8. Постоянное благоговейное обращения БГ к Богу - неотъемлемая часть всего его творчества. На этом фоне неслыханной прежде дерзостью, чуть ли не бунтом выглядит строка в программной "Песни Нелюбимых": "мне больше не нужны твои тайны бытия, просто посмотри мне в глаза и скажи, что это воля твоя".

9. При всей насыщенности гражданственностью "Время N" остается - что всегда ценно и важно для любого сонграйтера - в высшей степени личным альбомом, в котором есть страсть, есть рефлексия ("в книгах написано, что все было зря, но нет ни слова про то, что на самом деле"), есть разочарование ("мы шли к тому, кто светлей всех на свете, а он темный, как ночь", "неприступные стены, в которых я бился, оказались дешевой игрушкой ума"), есть неизбежное с возрастом нарастающее чувство одиночества ("все полки, что стояли за мной, разошлись по делам, а я все держусь", "мой товарищ куда-то исчез, и, значит, мне некуда и незачем строить мосты").

10. Есть все же и божественное и светлое начало. В финальном "Крестовом Походе Птиц" он выходит на чистое, ясное - не натужно веселое и не слащаво-сусальное, а настоящее, искреннее, подлинное просветление. Возвращается даже и Бог: "Господи мой, кто, если не ты. Скажи нам, как петь тебя".
1. Vremja N
2. Temnyj kak noch
3. Sjakukhachi
4. Na rzhavom vetru
5. Pesni neljubimykh
6. Nozhi Bodkhisattvy
7. Prikurivaet ot pustoty
8. Sol
9. Krestovyj pokhod ptits

10 prichin slushat novyj albom BG

1. Svoej predyduschej rabotoj "Sol" Grebenschikov zadal stol vysokuju planku - kak po forme, tak i po soderzhaniju - chto dlja vsjakogo, kto khot skolko-nibud sledit za sostojaniem ne to chtoby rossijskoj rok-muzyki, no i sovremennoj russkoj kultury v tselom, novyj albom stanovitsja prakticheski objazatelnoj vekhoj na puti ponimanija sovremennogo russkogo soznanija.

2. Pervye zhe slova pervoj zhe, zaglavnoj pesni novogo alboma zadajut ton sereznosti razgovora: "Pozvolte mne prervat vashi vechnye spory, pozvolte rasshatat skrepy i opory".
Kak malo kto drugoj iz sovremennykh russkikh poetov, BG otchajanno i s neizbyvnoj bolju vslushivaetsja v sostojanie sovremennogo rossijskogo obschestva, strastno, do krika, perezhivaet ego raskol ("brat na brata, poterjali etu nit"), sobstvennye v svjazi s etim gorech i bessilie ("ugovori menja, chto vse ne tak strashno, ugomoni menja, ja ne mogu krichat bolshe"), poterju orientirov ("u nas v grudi byl khrustalnyj kolokolchik, na nego nastupili, on bolshe ne zvenit"), very i nadezhdy ("vse krichat vira, a vsjo vykhodit majna", "tam, gde byl vesennij rassvet - pyl, zapustene").

3. Ego perezhivanija nikogda ne plakatny, v nikh net prjamolinejnoj lozungovosti, khotja markery neprekhodjaschej trevogi i khaosa razbrosany povsjudu: "nebo v kamufljazhe", "nalitye krovju glaza, tjazhelaja svintsovaja mut", "kogda v Rostove nastupaet dolche vita, skazat po nashemu - komendantskij chas", "oni razbudili zverja, on krichit, on ne mozhet usnut"...

4. Dazhe esli vy ne sledite za kontsertnoj dejatelnostju BG i "Akvariuma", studijnye zapisi Grebenschikova, bezuslovno, stoit slushat. Kak i u ego kumirov Bitlz serediny 60-kh godov, razryv mezhdu kontsertami i zapisjami v ego rabote ogromen.
Prodolzhavshajasja v techenie dvukh let, razbrosannaja po vosmi (!) studijam Londona, Sankt-Peterburga, Los-Andzhelesa i Kieva zapis s uchastiem desjatkov samykh raznykh muzykantov dala ochen slozhnyj po fakture i neverojatno bogatyj i raznoobraznyj po zvuchanijam i aranzhirovkam muzykalnyj produkt, vosproizvesti kotoryj na stsene pri vsem zhelanii ne udastsja.

5. Produkt etot - rezultat neustannogo nepreryvnogo poiska novogo muzykalnogo jazyka, novykh form, novykh zvuchanij. Kazhdaja bez iskljuchenija pesnja "Vremeni N" zvuchit po novomu, neredko sovershenno neozhidanno.
Grebenschikov ochen dolgo iskal prodjusera, kotoryj smog by pridat ego pesnjam novoe aktualno-sovremennoe zvuchanie. Vybor pal na britantsa Stiva Dzhonsa, trekhkratnogo laureata "Gremmi", cheloveka novoj generatsii, vyshedshego iz andegraundnoj klubnoj stseny nachala 90-kh. Chemical Brothers, Mobi, Daft Punk, Roots Manuva - daleko ne polnyj spisok artistov, nad albomami kotorykh rabotal Dzhouns, daet predstavlenie o zvuke, kotoryj iskal BG.
BG sam vystupil v kachestve soprodjusera, i, po schastju, polnogo sdviga v storonu elektronnogo zvuchanija udalos izbezhat. Albom zvuchit sovremenno, no sokhranjaet analogovoe teplo i privychnyj firmennyj zvuk: polnotsennye strunnye, akkordeon, flejty, dazhe arkhaichnyj segodnja, no stol milyj ukhu melomanov-veteranov mellotron.
Kuda bolee bogatyj po instrumentalnomu arsenalu i sovershennyj po kachestvu zapisi, po svoim muzykalnym idejam on kazhetsja, tem ne menee, blizhajshim rodstvennikom luchshikh albomov "Akvariuma" serediny 80-kh.

6. Bogatstvo i raznoobrazie zvuchanija i aranzhirovok dostigaetsja, v tom chisle, vsegda kharakternym dlja Grebenschikova, no stavshim dostupnym emu lish v poslednie gody bespretsedentnym dlja rossijskoj rok-muzyki stilisticheskim i dazhe geograficheskim razbrosom.
Bolgarskij khor, izrailskie muzykanty, igrajuschie na raznovidnosti ljutni saze i vostochnoj arfe kanune, gusli, ne govorja uzhe o bolee traditsionnom dlja roka instrumentarii - nastojaschij muzykalnyj internatsional.

7. Kak i v "Soli", vo "Vremeni N" BG osuschestvljaet junosheskie mechty - poigrat, zapisatsja s muzykantami, kotorye byli dlja nego kumirami molodosti. Zhelanie ponjatnoe, khotja rezultaty smeshannye. Prisutstvie Brajana Ino v "Krestovom Pokhode Ptits" skoree simvolicheskoe - Ino, kak izvestno, slaven ne stolko svoimi vpolne ogranichennymi sposobnostjami instrumentalista, skolko prodjuserskim chutem i vkusom.
Zato rvanaja, dergannaja gitara Richarda Tompsona v "Na Rzhavom Vetru" ili pronzitelnaja, isterichnaja saksofonnaja koda Mela Kollinsa iz King Crimson v toj zhe pesne - otnjud ne dekorativnye ukrashenija. Eto znachimye, nesuschie jarkij smysl kraski.
Kumirami molodosti, vprochem, krug privlechennykh muzykantov ne ogranichivaetsja. Vzryvnaja, predelno ekspressivnaja gitara godjaschegosja BG v synovja 40-letnego Leo Ebramsa, v posluzhnom spiske kotorogo sotrudnichestvo s Brajnom Ino, Polom Sajmonom, Dzharvisom Kokerom, Mariann Fejtful i drugimi grandami, - odin iz instrumentalnykh tsentrov tjazhesti alboma.

8. Postojannoe blagogovejnoe obraschenija BG k Bogu - neotemlemaja chast vsego ego tvorchestva. Na etom fone neslykhannoj prezhde derzostju, chut li ne buntom vygljadit stroka v programmnoj "Pesni Neljubimykh": "mne bolshe ne nuzhny tvoi tajny bytija, prosto posmotri mne v glaza i skazhi, chto eto volja tvoja".

9. Pri vsej nasyschennosti grazhdanstvennostju "Vremja N" ostaetsja - chto vsegda tsenno i vazhno dlja ljubogo songrajtera - v vysshej stepeni lichnym albomom, v kotorom est strast, est refleksija ("v knigakh napisano, chto vse bylo zrja, no net ni slova pro to, chto na samom dele"), est razocharovanie ("my shli k tomu, kto svetlej vsekh na svete, a on temnyj, kak noch", "nepristupnye steny, v kotorykh ja bilsja, okazalis deshevoj igrushkoj uma"), est neizbezhnoe s vozrastom narastajuschee chuvstvo odinochestva ("vse polki, chto stojali za mnoj, razoshlis po delam, a ja vse derzhus", "moj tovarisch kuda-to ischez, i, znachit, mne nekuda i nezachem stroit mosty").

10. Est vse zhe i bozhestvennoe i svetloe nachalo. V finalnom "Krestovom Pokhode Ptits" on vykhodit na chistoe, jasnoe - ne natuzhno veseloe i ne slaschavo-susalnoe, a nastojaschee, iskrennee, podlinnoe prosvetlenie. Vozvraschaetsja dazhe i Bog: "Gospodi moj, kto, esli ne ty. Skazhi nam, kak pet tebja".
EAN
4620032910540
Добавьте выгодные предложения в корзину
Добавьте выгодные предложения в корзину