1. Музыка
  2. Музыка и песни для детей
  3. Сказка о царе Салтане. Музыкальная сказка

Сказка о царе Салтане. Музыкальная сказка

Сказка о царе Салтане. Музыкальная сказка
Тип носителя
CDs
1
Лейбл
Год выхода
EAN
4600317122844
 
Нет в нашем ассортименте.
Добавить в избранное
Вашему вниманию предлагается музыкально-литературная композиция 3.Чернышёвой по сказке А.С.Пушкина и опере Н.Л.Римского-Корсакова. Фрагменты из оперы исполняют солисты, хор и оркестр Большого театра СССР, дирижер - В.Небольсин.
Запись 1962 г.

В плеяде замечательных композиторов прошлого века выдающееся место принадлежит Николаю Андреевичу Римскому-Корсакову (1844–1908). Щедро одаренный природой, он рано почувствовал в себе музыкальное призвание. Первые серьезные попытки сочинять музыку относятся ко времени пребывания Римского-Корсакова в Морском корпусе, когда он, по собственному признанию, «по целым часам просиживал за роялем».
В 1862 г. по окончании Морского корпуса Н.А. Римский-Корсаков совершил кругосветное путешествие на паруснике «Алмаз». Почти три года композитора окружало море, то спокойное, едва подернутое рябью, то грозное и неистово бушующее... Фантастические картины разгневанной водной стихии, а также яркие краски тропических стран поразили воображение Римского-Корсакова. Волшебная красота полуденных земель, где реальная жизнь тесно переплелась со сказкой, впоследствии нашла свое яркое отражение в оперном и симфоническом творчестве композитора. Его излюбленным жанром стала опера-сказка. «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», «Кащей Бессмертный», «Золотой петушок» – вот далеко не полный перечень произведений композитора-сказочника, в которых Римский-Корсаков выразил свою любовь к русской сказке, к народной музыке, к причудливому и яркому вымыслу.
В 1899 г. Россия отмечала столетие со дня рождения А.С. Пушкина. Римский-Корсаков, и раньше обращавшийся к произведениям великого поэта, написал кантату «Песнь о вещем Олеге» и оперу «Сказка о царе Салтане». Композитора привлекла необыкновенная «волшебность» сказки, изобилие чудес и, конечно, сам пушкинский стих, удивительно напевный и сочный...
Народную сказку «О царе Салтане» А.С. Пушкин впервые услышал от няни Арины Родионовны в годы Михайловской ссылки. В 1831 г. три сказки из числа семи, собранных и записанных в Михайловском, поэт обработал, создав свои замечательные поэмы-сказки: о Балде, о мертвой царевне, о царе Салтане. Ярка и жизнерадостна «Сказка о царе Салтане». Подчеркивая ее глубоко народный характер, Пушкин дал ей привычное для народной литературы тех лет витиевато-пышное название: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
И вот, спустя многие годы после создания поэтического «Салтана», Римский-Корсаков, очарованный причудливо-фантастическими видениями гвидонова княжества, решил пересказать языком музыки чудесную пушкинскую сказку. В «Летописи моей музыкальной жизни» имеется краткая, но красноречивая запись: «...в лето 1899 весь “Салтан” был сочинен».
В октябре 1900 г. «Сказка о царе Салтане» была поставлена в Москве на сцене частной оперы С. Мамонтова; декорации к ней написал известный художник-романтик М. Врубель, тонко передавший сказочную атмосферу оперы...

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица», –
Говорит одна девица...

Бесконечный, как нити пряжи, струится разговор сестер. За окнами девичьей светлицы виднеются окутанные золотистой дремотой сторожевые башни и резные маковки церквей салтанова царства... Красота вокруг несказанная. Жить бы всем в мире да согласии, да нет же... Черные завистливые мысли не дают покоя злым сестрицам и сватье бабе Бабарихе – задумывают они извести добрую царицу.
Одна за другой, как бы выплывая из туманной дымки, перед нами, вслед за явлением острова Буяна с дивным городом Леденцом, причудливой вереницей проходят сказочные картины оперы. Вместе с заморскими гостями-корабельщиками мы дивимся трем чудным чудам: белке, грызущей золотые орехи, дружине дядьки Черномора и, наконец, красоте царевны Лебеди... Для каждого из этих чудес композитор нашел особые музыкальные краски, подчеркивающие всю фантастичность происходящего. Музыка Римского-Корсакова образна и глубоко выразительна. Она то поэтична и нежна, когда рисует призрачно-прекрасный облик царевны Лебеди, то простодушно наивна – в песенке белочки «Во саду ли, в огороде», то натуралистически конкретна, воспроизводя полет шмеля – Гвидона, то полна мягкой лиричности и проникновенной искренности – в пейзажных зарисовках... Картины моря, нарисованные композитором, поражают своей мощью и какой-то почти осязаемой реальностью. Кажется, будто видишь перед собой бескрайний морской простор... Только что водная равнина была прозрачно-синей, а через мгновенье разгневанные валы уже взметают к небу пенные гребни…
В предлагаемую композицию включены все основные эпизоды оперы. Вы услышите чудесный сплав музыки и поэзии, в котором музыкальная ткань оперы органически переплетается с чтением пушкинской сказки.
Б. Заболотских (1962)

Общее время звучания: 43.51
Vashemu vnimaniju predlagaetsja muzykalno-literaturnaja kompozitsija 3.Chernyshjovoj po skazke A.S.Pushkina i opere N.L.Rimskogo-Korsakova. Fragmenty iz opery ispolnjajut solisty, khor i orkestr Bolshogo teatra SSSR, dirizher - V.Nebolsin.
Zapis 1962 g.

V plejade zamechatelnykh kompozitorov proshlogo veka vydajuscheesja mesto prinadlezhit Nikolaju Andreevichu Rimskomu-Korsakovu (1844–1908). Schedro odarennyj prirodoj, on rano pochuvstvoval v sebe muzykalnoe prizvanie. Pervye sereznye popytki sochinjat muzyku otnosjatsja ko vremeni prebyvanija Rimskogo-Korsakova v Morskom korpuse, kogda on, po sobstvennomu priznaniju, «po tselym chasam prosizhival za rojalem».
V 1862 g. po okonchanii Morskogo korpusa N.A. Rimskij-Korsakov sovershil krugosvetnoe puteshestvie na parusnike «Almaz». Pochti tri goda kompozitora okruzhalo more, to spokojnoe, edva podernutoe rjabju, to groznoe i neistovo bushujuschee... Fantasticheskie kartiny razgnevannoj vodnoj stikhii, a takzhe jarkie kraski tropicheskikh stran porazili voobrazhenie Rimskogo-Korsakova. Volshebnaja krasota poludennykh zemel, gde realnaja zhizn tesno pereplelas so skazkoj, vposledstvii nashla svoe jarkoe otrazhenie v opernom i simfonicheskom tvorchestve kompozitora. Ego izljublennym zhanrom stala opera-skazka. «Snegurochka», «Skazka o tsare Saltane», «Kaschej Bessmertnyj», «Zolotoj petushok» – vot daleko ne polnyj perechen proizvedenij kompozitora-skazochnika, v kotorykh Rimskij-Korsakov vyrazil svoju ljubov k russkoj skazke, k narodnoj muzyke, k prichudlivomu i jarkomu vymyslu.
V 1899 g. Rossija otmechala stoletie so dnja rozhdenija A.S. Pushkina. Rimskij-Korsakov, i ranshe obraschavshijsja k proizvedenijam velikogo poeta, napisal kantatu «Pesn o veschem Olege» i operu «Skazka o tsare Saltane». Kompozitora privlekla neobyknovennaja «volshebnost» skazki, izobilie chudes i, konechno, sam pushkinskij stikh, udivitelno napevnyj i sochnyj...
Narodnuju skazku «O tsare Saltane» A.S. Pushkin vpervye uslyshal ot njani Ariny Rodionovny v gody Mikhajlovskoj ssylki. V 1831 g. tri skazki iz chisla semi, sobrannykh i zapisannykh v Mikhajlovskom, poet obrabotal, sozdav svoi zamechatelnye poemy-skazki: o Balde, o mertvoj tsarevne, o tsare Saltane. Jarka i zhizneradostna «Skazka o tsare Saltane». Podcherkivaja ee gluboko narodnyj kharakter, Pushkin dal ej privychnoe dlja narodnoj literatury tekh let vitievato-pyshnoe nazvanie: «Skazka o tsare Saltane, o syne ego slavnom i moguchem knjaze Gvidone Saltanoviche i o prekrasnoj tsarevne Lebedi».
I vot, spustja mnogie gody posle sozdanija poeticheskogo «Saltana», Rimskij-Korsakov, ocharovannyj prichudlivo-fantasticheskimi videnijami gvidonova knjazhestva, reshil pereskazat jazykom muzyki chudesnuju pushkinskuju skazku. V «Letopisi moej muzykalnoj zhizni» imeetsja kratkaja, no krasnorechivaja zapis: «...v leto 1899 ves “Saltan” byl sochinen».
V oktjabre 1900 g. «Skazka o tsare Saltane» byla postavlena v Moskve na stsene chastnoj opery S. Mamontova; dekoratsii k nej napisal izvestnyj khudozhnik-romantik M. Vrubel, tonko peredavshij skazochnuju atmosferu opery...

Tri devitsy pod oknom
Prjali pozdno vecherkom.
«Kaby ja byla tsaritsa», –
Govorit odna devitsa...

Beskonechnyj, kak niti prjazhi, struitsja razgovor sester. Za oknami devichej svetlitsy vidnejutsja okutannye zolotistoj dremotoj storozhevye bashni i reznye makovki tserkvej saltanova tsarstva... Krasota vokrug neskazannaja. Zhit by vsem v mire da soglasii, da net zhe... Chernye zavistlivye mysli ne dajut pokoja zlym sestritsam i svate babe Babarikhe – zadumyvajut oni izvesti dobruju tsaritsu.
Odna za drugoj, kak by vyplyvaja iz tumannoj dymki, pered nami, vsled za javleniem ostrova Bujana s divnym gorodom Ledentsom, prichudlivoj verenitsej prokhodjat skazochnye kartiny opery. Vmeste s zamorskimi gostjami-korabelschikami my divimsja trem chudnym chudam: belke, gryzuschej zolotye orekhi, druzhine djadki Chernomora i, nakonets, krasote tsarevny Lebedi... Dlja kazhdogo iz etikh chudes kompozitor nashel osobye muzykalnye kraski, podcherkivajuschie vsju fantastichnost proiskhodjaschego. Muzyka Rimskogo-Korsakova obrazna i gluboko vyrazitelna. Ona to poetichna i nezhna, kogda risuet prizrachno-prekrasnyj oblik tsarevny Lebedi, to prostodushno naivna – v pesenke belochki «Vo sadu li, v ogorode», to naturalisticheski konkretna, vosproizvodja polet shmelja – Gvidona, to polna mjagkoj lirichnosti i proniknovennoj iskrennosti – v pejzazhnykh zarisovkakh... Kartiny morja, narisovannye kompozitorom, porazhajut svoej moschju i kakoj-to pochti osjazaemoj realnostju. Kazhetsja, budto vidish pered soboj beskrajnij morskoj prostor... Tolko chto vodnaja ravnina byla prozrachno-sinej, a cherez mgnovene razgnevannye valy uzhe vzmetajut k nebu pennye grebni…
V predlagaemuju kompozitsiju vkljucheny vse osnovnye epizody opery. Vy uslyshite chudesnyj splav muzyki i poezii, v kotorom muzykalnaja tkan opery organicheski perepletaetsja s chteniem pushkinskoj skazki.
B. Zabolotskikh (1962)

Obschee vremja zvuchanija: 43.51
Catalogue N
MELCD5002284
EAN
4600317122844
Добавьте выгодные предложения в корзину
Добавьте выгодные предложения в корзину