1. Ноты
  2. Ноты: Клавишные инструменты
  3. Ноты: Фортепиано
  4. Соната для фортепиано No. 9. Соч. 68

Соната для фортепиано No. 9. Соч. 68

Соната для фортепиано No. 9. Соч. 68
Заглянуть внутрь
Год выхода
Оформление
Количество страниц
16
EAN
9790660006528
Цена:
12.00 € 10.91 € без НДС
 
Отправка: 2 недели после оформления заказа
В корзину Добавить в избранное
Александр Скрябин (1871/2–1915 гг.) — русский композитор и пианист. Его творчество стоит на границе XIX и XX веков не только хронологически: завершая великий романтический век, оно одновременно смотрит в будущее. Скрябин — особый феномен, задающий истории музыки больше загадок, нежели предлагает ответов. Композитор создал свою собственную гармоническую систему. Обладая "цветным слухом" (различные аккорды и тональности ассоциировались у Скрябина с различными цветами), композитор впервые в истории музыки ввел в некоторые партитуры строку "Luce" — "свет", — создав тем самым первые светомузыкальные произведения. Более того, Скрябин рассматривал свое собственно музыкальное творчество не как самоценное явление, но как средство мистериального соединения Мирового Духа с Материей — во имя сотворения нового мира.
Жанр фортепианной сонаты занимает одно из важнейших мест в творчестве Александра Скрябина. Первую и Десятую его сонаты разделяют 20 лет, насыщенные стремительным творческим становлением композитора, изменением его духовных ориентиров.
Первые четыре сонаты Скрябина — многочастные, они более традиционны. Остальные шесть (начиная с Пятой) — одночастные произведения, и без указаний на тональность. Причем последние пять сонат композитора, с Шестой по Десятую, отмечены очевидной связью с последней его завершенной симфонической партитурой "Прометей" (1910) и нереализованным замыслом "Мистерии".
Обаяние Скрябина-пианиста отмечали многие его современники: "Он касался клавиш словно поцелуями, и его виртуозная педаль обволакивала эти звуки слоями каких-то странных отзвуков, которых никто после из пианистов не мог воспроизвести. В сильных местах он был изумительно нервен, и эта нервность действовала как электрический ток" (Л. Сабанеев).
Девятая соната, соч. 68, создана одновременно с Восьмой и Десятой в 1912–1913 годах. Впервые исполнена автором 12 февраля 1915 года в Москве. В этот период эмоциональное богатство скрябинской музыки заметно дополняется углублением интеллектуального начала, а подчас и усилением трагизма.
Сонате приписывается подзаголовок (данный не автором, но им признанный) "Черная месса". Музыка насыщена трагическими предчувствиями, ощущением надвигающихся темных сил ("стена огня", "обожжённые ангелы"). Один из эпизодов сонаты (второй мотив главной партии) автор охарактеризовал как "тему подкрадывающейся смерти".
Сонату исполняли многие замечательные пианисты: Владимир Софроницкий, Святослав Рихтер, Джон Огдон, Татьяна Николаева, Владимир Ашкенази, Алексей Любимов, Генрих Нейгауз, Станислав Нейгауз, Марк Андре Амлен...
Рекомендуется концертирующим пианистам, а также педагогам и студентам музыкальных колледжей, училищ, консерваторий.
The genre of piano sonata is one of the most significant sphere in Alexander Skriabin's (1872–1915) creation. Twenty years lay between his First and Tenth Sonatas. It occured to be the age satiated with impetuous fruitful ideas, leading the composer sometimes to new contrasting spiritual aims.
The sonata-symphonic structure attracted Skriabin by its inner diversity and capacity, able to embody discrepant unity. Skriabin was the true composer-pianist. Therefore he interpreted the sonata structure rather random, as if being begotten again and again. Those were his philosophical and symbolic conceptions to have become his guides both in life and art.
The last five sonatas (No 6–10) are marked by their evident connection with Skriabin's last completed score of “Prometheus” (1910) so as the unrealized plot of the “Mystery”. Here the composer resorts to his own discoveries in the sphere of thematical elaboration and harmony.
Sonata No 9 op. 68 was created simultaneously with the Eight and Tenth ones during the period of 1912–1913. That period brought ponderable intellectual element into Skriabin's philosophy, which burst out in tragical effusions. This tendency was revealed especially in the Ninth Sonata.
The author himself called one of its episodes “the theme of ambuscading death”, i. e. the second motive of the principle theme. The Ninth Sonata was firstly performed by yhe authir on February 12, 1915, in Moscow.
The genre of piano sonata is one of the most significant sphere in Alexander Skriabin's (1872–1915) creation. Twenty years lay between his First and Tenth Sonatas. It occured to be the age satiated with impetuous fruitful ideas, leading the composer sometimes to new contrasting spiritual aims.
The sonata-symphonic structure attracted Skriabin by its inner diversity and capacity, able to embody discrepant unity. Skriabin was the true composer-pianist. Therefore he interpreted the sonata structure rather random, as if being begotten again and again. Those were his philosophical and symbolic conceptions to have become his guides both in life and art.
The last five sonatas (No 6–10) are marked by their evident connection with Skriabin's last completed score of “Prometheus” (1910) so as the unrealized plot of the “Mystery”. Here the composer resorts to his own discoveries in the sphere of thematical elaboration and harmony.
Sonata No 9 op. 68 was created simultaneously with the Eight and Tenth ones during the period of 1912–1913. That period brought ponderable intellectual element into Skriabin's philosophy, which burst out in tragical effusions. This tendency was revealed especially in the Ninth Sonata.
The author himself called one of its episodes “the theme of ambuscading death”, i. e. the second motive of the principle theme. The Ninth Sonata was firstly performed by yhe authir on February 12, 1915, in Moscow.
Aleksandr Skrjabin (1871/2–1915 gg.) — russkij kompozitor i pianist. Ego tvorchestvo stoit na granitse XIX i XX vekov ne tolko khronologicheski: zavershaja velikij romanticheskij vek, ono odnovremenno smotrit v buduschee. Skrjabin — osobyj fenomen, zadajuschij istorii muzyki bolshe zagadok, nezheli predlagaet otvetov. Kompozitor sozdal svoju sobstvennuju garmonicheskuju sistemu. Obladaja "tsvetnym slukhom" (razlichnye akkordy i tonalnosti assotsiirovalis u Skrjabina s razlichnymi tsvetami), kompozitor vpervye v istorii muzyki vvel v nekotorye partitury stroku "Luce" — "svet", — sozdav tem samym pervye svetomuzykalnye proizvedenija. Bolee togo, Skrjabin rassmatrival svoe sobstvenno muzykalnoe tvorchestvo ne kak samotsennoe javlenie, no kak sredstvo misterialnogo soedinenija Mirovogo Dukha s Materiej — vo imja sotvorenija novogo mira.
Zhanr fortepiannoj sonaty zanimaet odno iz vazhnejshikh mest v tvorchestve Aleksandra Skrjabina. Pervuju i Desjatuju ego sonaty razdeljajut 20 let, nasyschennye stremitelnym tvorcheskim stanovleniem kompozitora, izmeneniem ego dukhovnykh orientirov.
Pervye chetyre sonaty Skrjabina — mnogochastnye, oni bolee traditsionny. Ostalnye shest (nachinaja s Pjatoj) — odnochastnye proizvedenija, i bez ukazanij na tonalnost. Prichem poslednie pjat sonat kompozitora, s Shestoj po Desjatuju, otmecheny ochevidnoj svjazju s poslednej ego zavershennoj simfonicheskoj partituroj "Prometej" (1910) i nerealizovannym zamyslom "Misterii".
Obajanie Skrjabina-pianista otmechali mnogie ego sovremenniki: "On kasalsja klavish slovno potselujami, i ego virtuoznaja pedal obvolakivala eti zvuki slojami kakikh-to strannykh otzvukov, kotorykh nikto posle iz pianistov ne mog vosproizvesti. V silnykh mestakh on byl izumitelno nerven, i eta nervnost dejstvovala kak elektricheskij tok" (L. Sabaneev).
Devjataja sonata, soch. 68, sozdana odnovremenno s Vosmoj i Desjatoj v 1912–1913 godakh. Vpervye ispolnena avtorom 12 fevralja 1915 goda v Moskve. V etot period emotsionalnoe bogatstvo skrjabinskoj muzyki zametno dopolnjaetsja uglubleniem intellektualnogo nachala, a podchas i usileniem tragizma.
Sonate pripisyvaetsja podzagolovok (dannyj ne avtorom, no im priznannyj) "Chernaja messa". Muzyka nasyschena tragicheskimi predchuvstvijami, oschuscheniem nadvigajuschikhsja temnykh sil ("stena ognja", "obozhzhjonnye angely"). Odin iz epizodov sonaty (vtoroj motiv glavnoj partii) avtor okharakterizoval kak "temu podkradyvajuschejsja smerti".
Sonatu ispolnjali mnogie zamechatelnye pianisty: Vladimir Sofronitskij, Svjatoslav Rikhter, Dzhon Ogdon, Tatjana Nikolaeva, Vladimir Ashkenazi, Aleksej Ljubimov, Genrikh Nejgauz, Stanislav Nejgauz, Mark Andre Amlen...
Rekomenduetsja kontsertirujuschim pianistam, a takzhe pedagogam i studentam muzykalnykh kolledzhej, uchilisch, konservatorij.
Похожие товары
  • Скрябин Александр Николаевич
    Год выхода: 2004
    Мягкая обложка
    9.00 €
    8.18 € без НДС
  • Скрябин Александр Николаевич
    Год выхода: 2004
    Мягкая обложка
    9.00 € 5.00 €
    4.55 € без НДС
  • Скрябин Александр Николаевич
    Год выхода: 2004
    Мягкая обложка
    9.00 €
    8.18 € без НДС
  • Скрябин Александр Николаевич
    Год выхода: 2004
    Мягкая обложка
    12.00 €
    10.91 € без НДС
  • Скрябин Александр Николаевич
    Год выхода: 2004
    Мягкая обложка
    9.00 €
    8.18 € без НДС
  • Скрябин Александр Николаевич
    Год выхода: 2004
    Мягкая обложка
    9.00 €
    8.18 € без НДС
  • Скрябин Александр Николаевич
    Год выхода: 2014
    Мягкая обложка
    9.00 €
    8.18 € без НДС
  • Скрябин Александр Николаевич
    Год выхода: 2004
    Мягкая обложка
    9.00 €
    8.18 € без НДС
  • Скрябин Александр Николаевич
    Год выхода: 2020
    Мягкая обложка
    9.00 €
    8.18 € без НДС
  • Скрябин Александр Николаевич
    Год выхода: 2017
    Мягкая обложка
    9.00 €
    8.18 € без НДС