1. Ноты
  2. Ноты: Клавишные инструменты
  3. Ноты: Фортепиано
  4. Соната No. 6. Соч. 64

Соната No. 6. Соч. 64

Соната No. 6. Соч. 64
Заглянуть внутрь
Год выхода
Оформление
Количество страниц
64
EAN
9790660013809
Цена:
14.00 € 12.73 € без НДС
 
Отправка: 2 недели после оформления заказа
В корзину Добавить в избранное
Фортепианное творчество Бориса Тищенко — явление совершенно уникальное. Оно обладает качествами, которые чрезвычайно редко сочетаются в фортепианной музыке: монументальным симфоническим размахом, блестящей специфически фортепианной техникой, неисчерпаемым богатством образов, яркостью и индивидуальностью тематических и конструктивных идей. И ни одно из этих качеств не приносится в жертву другому. "Я считаю рояль неким аналогом или даже проекцией оркестра. И я пишу для рояля с таким же тщанием в области голосоведения, тематизма, как и для оркестра: он для меня тот идеал, к которому я стремлюсь, не пытаясь, конечно, подражать оркестру", — говорит автор.
В фортепианных сонатах Тищенко чувствуется колоссальный оркестровый опыт одного из крупнейших симфонистов XX века и замечательного концертирующего пианиста. Каждая из десяти сонат имеет свою концепцию, все они не похожи друг на друга, но в любой из них автор узнается буквально по нескольким тактам — настолько ярко проявляется личность композитора.
Шестая соната Бориса Тищенко — один из самых парадоксальных, самых авангардистских его циклов. "Балом правит" абсолютная ассиметрия: гармоническая, ритмическая, регистровая… Стилистическая палитра, как всегда у Тищенко, многообразна. Здесь, конечно, много прокофьевского: "покадровый" показ событий, скифство и отдельные варваризмы фортепианной речи (колокольное, ударное, недружелюбное звучание фортепиано во II части). В сонате, так или иначе, задействовано множество современных приемов композиторской техники: в сонорной первой части — гармоническая, полифоническая игра жестких секундовых звукокомплексов, в основе второй — пуантилистическая, "точечная" тема-скороговорка — в процессе развития эти точки постепенно "складываются", то преобразуясь в вихревый поток, то наполняясь сонорным гармоническим "соком". Основная смысловая нагрузка, кажется, падает на третью часть, заключающую цикл. На первом плане здесь — минималистическое письмо, долго разворачивающаяся монологичная тема (очень близкая стилю Шостаковича), пожалуй, самая русская во всей сонате. Медленно раскачивающаяся мысль дорастает до трагического колокольного набата. После такой кульминации реминисцентно проскальзывают несколько нот изначальной темы финала — Тищенко предпочитает недосказать итог, поставив многозначительное многоточие…
Fortepiannoe tvorchestvo Borisa Tischenko — javlenie sovershenno unikalnoe. Ono obladaet kachestvami, kotorye chrezvychajno redko sochetajutsja v fortepiannoj muzyke: monumentalnym simfonicheskim razmakhom, blestjaschej spetsificheski fortepiannoj tekhnikoj, neischerpaemym bogatstvom obrazov, jarkostju i individualnostju tematicheskikh i konstruktivnykh idej. I ni odno iz etikh kachestv ne prinositsja v zhertvu drugomu. "Ja schitaju rojal nekim analogom ili dazhe proektsiej orkestra. I ja pishu dlja rojalja s takim zhe tschaniem v oblasti golosovedenija, tematizma, kak i dlja orkestra: on dlja menja tot ideal, k kotoromu ja stremljus, ne pytajas, konechno, podrazhat orkestru", — govorit avtor.
V fortepiannykh sonatakh Tischenko chuvstvuetsja kolossalnyj orkestrovyj opyt odnogo iz krupnejshikh simfonistov XX veka i zamechatelnogo kontsertirujuschego pianista. Kazhdaja iz desjati sonat imeet svoju kontseptsiju, vse oni ne pokhozhi drug na druga, no v ljuboj iz nikh avtor uznaetsja bukvalno po neskolkim taktam — nastolko jarko projavljaetsja lichnost kompozitora.
Shestaja sonata Borisa Tischenko — odin iz samykh paradoksalnykh, samykh avangardistskikh ego tsiklov. "Balom pravit" absoljutnaja assimetrija: garmonicheskaja, ritmicheskaja, registrovaja… Stilisticheskaja palitra, kak vsegda u Tischenko, mnogoobrazna. Zdes, konechno, mnogo Prokofievskogo: "pokadrovyj" pokaz sobytij, skifstvo i otdelnye varvarizmy fortepiannoj rechi (kolokolnoe, udarnoe, nedruzheljubnoe zvuchanie fortepiano vo II chasti). V sonate, tak ili inache, zadejstvovano mnozhestvo sovremennykh priemov kompozitorskoj tekhniki: v sonornoj pervoj chasti — garmonicheskaja, polifonicheskaja igra zhestkikh sekundovykh zvukokompleksov, v osnove vtoroj — puantilisticheskaja, "tochechnaja" tema-skorogovorka — v protsesse razvitija eti tochki postepenno "skladyvajutsja", to preobrazujas v vikhrevyj potok, to napolnjajas sonornym garmonicheskim "sokom". Osnovnaja smyslovaja nagruzka, kazhetsja, padaet na tretju chast, zakljuchajuschuju tsikl. Na pervom plane zdes — minimalisticheskoe pismo, dolgo razvorachivajuschajasja monologichnaja tema (ochen blizkaja stilju Shostakovicha), pozhaluj, samaja russkaja vo vsej sonate. Medlenno raskachivajuschajasja mysl dorastaet do tragicheskogo kolokolnogo nabata. Posle takoj kulminatsii reministsentno proskalzyvajut neskolko not iznachalnoj temy finala — Tischenko predpochitaet nedoskazat itog, postaviv mnogoznachitelnoe mnogotochie…
Fortepiannoe tvorchestvo Borisa Tischenko — javlenie sovershenno unikalnoe. Ono obladaet kachestvami, kotorye chrezvychajno redko sochetajutsja v fortepiannoj muzyke: monumentalnym simfonicheskim razmakhom, blestjaschej spetsificheski fortepiannoj tekhnikoj, neischerpaemym bogatstvom obrazov, jarkostju i individualnostju tematicheskikh i konstruktivnykh idej. I ni odno iz etikh kachestv ne prinositsja v zhertvu drugomu. "Ja schitaju rojal nekim analogom ili dazhe proektsiej orkestra. I ja pishu dlja rojalja s takim zhe tschaniem v oblasti golosovedenija, tematizma, kak i dlja orkestra: on dlja menja tot ideal, k kotoromu ja stremljus, ne pytajas, konechno, podrazhat orkestru", — govorit avtor.
V fortepiannykh sonatakh Tischenko chuvstvuetsja kolossalnyj orkestrovyj opyt odnogo iz krupnejshikh simfonistov XX veka i zamechatelnogo kontsertirujuschego pianista. Kazhdaja iz desjati sonat imeet svoju kontseptsiju, vse oni ne pokhozhi drug na druga, no v ljuboj iz nikh avtor uznaetsja bukvalno po neskolkim taktam — nastolko jarko projavljaetsja lichnost kompozitora.
Shestaja sonata Borisa Tischenko — odin iz samykh paradoksalnykh, samykh avangardistskikh ego tsiklov. "Balom pravit" absoljutnaja assimetrija: garmonicheskaja, ritmicheskaja, registrovaja… Stilisticheskaja palitra, kak vsegda u Tischenko, mnogoobrazna. Zdes, konechno, mnogo Prokofievskogo: "pokadrovyj" pokaz sobytij, skifstvo i otdelnye varvarizmy fortepiannoj rechi (kolokolnoe, udarnoe, nedruzheljubnoe zvuchanie fortepiano vo II chasti). V sonate, tak ili inache, zadejstvovano mnozhestvo sovremennykh priemov kompozitorskoj tekhniki: v sonornoj pervoj chasti — garmonicheskaja, polifonicheskaja igra zhestkikh sekundovykh zvukokompleksov, v osnove vtoroj — puantilisticheskaja, "tochechnaja" tema-skorogovorka — v protsesse razvitija eti tochki postepenno "skladyvajutsja", to preobrazujas v vikhrevyj potok, to napolnjajas sonornym garmonicheskim "sokom". Osnovnaja smyslovaja nagruzka, kazhetsja, padaet na tretju chast, zakljuchajuschuju tsikl. Na pervom plane zdes — minimalisticheskoe pismo, dolgo razvorachivajuschajasja monologichnaja tema (ochen blizkaja stilju Shostakovicha), pozhaluj, samaja russkaja vo vsej sonate. Medlenno raskachivajuschajasja mysl dorastaet do tragicheskogo kolokolnogo nabata. Posle takoj kulminatsii reministsentno proskalzyvajut neskolko not iznachalnoj temy finala — Tischenko predpochitaet nedoskazat itog, postaviv mnogoznachitelnoe mnogotochie…
Fortepiannoe tvorchestvo Borisa Tischenko — javlenie sovershenno unikalnoe. Ono obladaet kachestvami, kotorye chrezvychajno redko sochetajutsja v fortepiannoj muzyke: monumentalnym simfonicheskim razmakhom, blestjaschej spetsificheski fortepiannoj tekhnikoj, neischerpaemym bogatstvom obrazov, jarkostju i individualnostju tematicheskikh i konstruktivnykh idej. I ni odno iz etikh kachestv ne prinositsja v zhertvu drugomu. "Ja schitaju rojal nekim analogom ili dazhe proektsiej orkestra. I ja pishu dlja rojalja s takim zhe tschaniem v oblasti golosovedenija, tematizma, kak i dlja orkestra: on dlja menja tot ideal, k kotoromu ja stremljus, ne pytajas, konechno, podrazhat orkestru", — govorit avtor.
V fortepiannykh sonatakh Tischenko chuvstvuetsja kolossalnyj orkestrovyj opyt odnogo iz krupnejshikh simfonistov XX veka i zamechatelnogo kontsertirujuschego pianista. Kazhdaja iz desjati sonat imeet svoju kontseptsiju, vse oni ne pokhozhi drug na druga, no v ljuboj iz nikh avtor uznaetsja bukvalno po neskolkim taktam — nastolko jarko projavljaetsja lichnost kompozitora.
Shestaja sonata Borisa Tischenko — odin iz samykh paradoksalnykh, samykh avangardistskikh ego tsiklov. "Balom pravit" absoljutnaja assimetrija: garmonicheskaja, ritmicheskaja, registrovaja… Stilisticheskaja palitra, kak vsegda u Tischenko, mnogoobrazna. Zdes, konechno, mnogo prokofevskogo: "pokadrovyj" pokaz sobytij, skifstvo i otdelnye varvarizmy fortepiannoj rechi (kolokolnoe, udarnoe, nedruzheljubnoe zvuchanie fortepiano vo II chasti). V sonate, tak ili inache, zadejstvovano mnozhestvo sovremennykh priemov kompozitorskoj tekhniki: v sonornoj pervoj chasti — garmonicheskaja, polifonicheskaja igra zhestkikh sekundovykh zvukokompleksov, v osnove vtoroj — puantilisticheskaja, "tochechnaja" tema-skorogovorka — v protsesse razvitija eti tochki postepenno "skladyvajutsja", to preobrazujas v vikhrevyj potok, to napolnjajas sonornym garmonicheskim "sokom". Osnovnaja smyslovaja nagruzka, kazhetsja, padaet na tretju chast, zakljuchajuschuju tsikl. Na pervom plane zdes — minimalisticheskoe pismo, dolgo razvorachivajuschajasja monologichnaja tema (ochen blizkaja stilju Shostakovicha), pozhaluj, samaja russkaja vo vsej sonate. Medlenno raskachivajuschajasja mysl dorastaet do tragicheskogo kolokolnogo nabata. Posle takoj kulminatsii reministsentno proskalzyvajut neskolko not iznachalnoj temy finala — Tischenko predpochitaet nedoskazat itog, postaviv mnogoznachitelnoe mnogotochie…
Категория
EAN
9790660013809
Альтернативный ISBN
9790660000496
Похожие товары
  • Тищенко Борис Иванович
    Год выхода: 2009
    Мягкая обложка
    25.00 €
    22.73 € без НДС
  • Тищенко Борис Иванович
    Год выхода: 2014
    Мягкая обложка
    12.00 €
    10.91 € без НДС
  • Тищенко Борис Иванович
    Год выхода: 2014
    Мягкая обложка
    9.00 €
    8.18 € без НДС
  • Тищенко Борис Иванович
    Год выхода: 2021
    Мягкая обложка
    21.00 €
    19.09 € без НДС
  • Тищенко Борис Иванович
    Год выхода: 2014
    Мягкая обложка
    12.00 €
    10.91 € без НДС
  • Тищенко Борис Иванович
    Год выхода: 2014
    Мягкая обложка
    20.00 €
    18.18 € без НДС
  • Тищенко Борис Иванович
    Год выхода: 2013
    Мягкая обложка
    12.00 €
    10.91 € без НДС
  • Тищенко Борис Иванович
    Год выхода: 2015
    Мягкая обложка
    21.00 € 10.50 €
    9.55 € без НДС
  • Тищенко Борис Иванович
    Год выхода: 2006
    Мягкая обложка
    15.00 €
    13.64 € без НДС
  • Тищенко Борис Иванович
    Год выхода: 2007
    Мягкая обложка
    18.00 €
    16.36 € без НДС