Предлагаемые этюды являются плодом многолетней педагогической практики и работы с детьми в классе балалайки музыкальной школы, прошли многократную проверку в подготовке учащихся к техническим зачетам и академическим концертам. Этюды предназначены для технического развития учащихся младших и средних классов ДМШ и ДШИ.
Помимо технических задач этюды преследуют и сопутствующую цель - практическое освоение основных тональностей при игре на балалайке: ми мажор, фа-диез минор, соль мажор, ля минор, ля мажор, си минор, до мажор и ре минор с постепенным расширением диапазона освоения инструмента до двух октав. Каждая тональность представлена тремя этюдами: на одноголосие, на двух- голосие и на оригинальный приём звукоизвлечения. Этюды No.No. II, IV, VII, X, XIII, XVI, XXI, XXII, XXIV - одноголосные, исполняемые двойным или одинарным пиццикато.
Этюды No.No. I, V, IX, XI, XIV, XVII, XX, XXIII - двухголосные, исполняемые бряцанием. Следующие этюды на оригинальный способ звукоизвлечения: No. III на пиццикато большим пальцем, No. VI на чередование ударов с тремоло двухголосием, No. VIII на тремоло, No. XII на чередование натуральных флажолетов с арпеджиато большим пальцем, No. XV на сочетание игры вибрато со срывами пальцев левой руки, No. XVIII на чередование игры нон легато с игрой триолью и последующей игрой стаккато, No. XXI на чередование гитарного пиццикато - Б, 3,2,1 с пиццикато большим пальцем, No. XXIV на гитарное пиццикато Б, 1, 2 триолями.
Этюды отличаются фактурно развитым фортепианным сопровождением, что требует хорошего ансамбля и побуждает обоих музыкантов при исполнении прислушиваться друг к другу.
Predlagaemye etjudy javljajutsja plodom mnogoletnej pedagogicheskoj praktiki i raboty s detmi v klasse balalajki muzykalnoj shkoly, proshli mnogokratnuju proverku v podgotovke uchaschikhsja k tekhnicheskim zachetam i akademicheskim kontsertam. Etudey prednaznacheny dlja tekhnicheskogo razvitija uchaschikhsja mladshikh i srednikh klassov DMSh i DSHI.
Pomimo tekhnicheskikh zadach etjudy presledujut i soputstvujuschuju tsel - prakticheskoe osvoenie osnovnykh tonalnostej pri igre na balalajke: mi major, fa-diez minor, sol major, lja minor, lja major, si minor, do major i re minor s postepennym rasshireniem diapazona osvoenija instrumenta do dvukh oktav. Kazhdaja tonalnost predstavlena tremja etjudami: na odnogolosie, na dvukh- golosie i na originalnyj prijom zvukoizvlechenija. Etudey No.No. II, IV, VII, X, XIII, XVI, XXI, XXII, XXIV - odnogolosnye, ispolnjaemye dvojnym ili odinarnym pitstsikato.
Etudey No.No. I, V, IX, XI, XIV, XVII, XX, XXIII - dvukhgolosnye, ispolnjaemye brjatsaniem. Sledujuschie etjudy na originalnyj sposob zvukoizvlechenija: No. III na pitstsikato bolshim paltsem, No. VI na cheredovanie udarov s tremolo dvukhgolosiem, No. VIII na tremolo, No. XII na cheredovanie naturalnykh flazholetov s arpedzhiato bolshim paltsem, No. XV na sochetanie igry vibrato so sryvami paltsev levoj ruki, No. XVIII na cheredovanie igry non legato s igroj triolju i posledujuschej igroj stakkato, No. XXI na cheredovanie gitarnogo pitstsikato - B, 3,2,1 s pitstsikato bolshim paltsem, No. XXIV na gitarnoe pitstsikato B, 1, 2 trioljami.
Etudey otlichajutsja fakturno razvitym fortepiannym soprovozhdeniem, chto trebuet khoroshego ansamblja i pobuzhdaet oboikh muzykantov pri ispolnenii prislushivatsja drug k drugu.
Predlagaemye etjudy javljajutsja plodom mnogoletnej pedagogicheskoj praktiki i raboty s detmi v klasse balalajki muzykalnoj shkoly, proshli mnogokratnuju proverku v podgotovke uchaschikhsja k tekhnicheskim zachetam i akademicheskim kontsertam. Etjudy prednaznacheny dlja tekhnicheskogo razvitija uchaschikhsja mladshikh i srednikh klassov DMSh i DSHI.
Pomimo tekhnicheskikh zadach etjudy presledujut i soputstvujuschuju tsel - prakticheskoe osvoenie osnovnykh tonalnostej pri igre na balalajke: mi mazhor, fa-diez minor, sol mazhor, lja minor, lja mazhor, si minor, do mazhor i re minor s postepennym rasshireniem diapazona osvoenija instrumenta do dvukh oktav. Kazhdaja tonalnost predstavlena tremja etjudami: na odnogolosie, na dvukh- golosie i na originalnyj prijom zvukoizvlechenija. Etjudy No.No. II, IV, VII, X, XIII, XVI, XXI, XXII, XXIV - odnogolosnye, ispolnjaemye dvojnym ili odinarnym pitstsikato.
Etjudy No.No. I, V, IX, XI, XIV, XVII, XX, XXIII - dvukhgolosnye, ispolnjaemye brjatsaniem. Sledujuschie etjudy na originalnyj sposob zvukoizvlechenija: No. III na pitstsikato bolshim paltsem, No. VI na cheredovanie udarov s tremolo dvukhgolosiem, No. VIII na tremolo, No. XII na cheredovanie naturalnykh flazholetov s arpedzhiato bolshim paltsem, No. XV na sochetanie igry vibrato so sryvami paltsev levoj ruki, No. XVIII na cheredovanie igry non legato s igroj triolju i posledujuschej igroj stakkato, No. XXI na cheredovanie gitarnogo pitstsikato - B, 3,2,1 s pitstsikato bolshim paltsem, No. XXIV na gitarnoe pitstsikato B, 1, 2 trioljami.
Etjudy otlichajutsja fakturno razvitym fortepiannym soprovozhdeniem, chto trebuet khoroshego ansamblja i pobuzhdaet oboikh muzykantov pri ispolnenii prislushivatsja drug k drugu.