Предлагаем вашему вниманию переиздание классического учебника гармонии Николая Андреевича Римского-Корсакова, первое издание которого относится к 1886 году. В течение прошедших более ста лет книга неоднократно переиздавалась, став фундаментальным пособием по курсу Гармонии в средних специальных музыкальных учебных заведениях, В этом издании редакция ставила перед собой задачу максимально точно донести до читателя авторский слог Римского-Корсакова. Минимальные изменения внесены только в правописание отдельных слов и в специальные музыкальные термины, которые с течением времени претерпели изменения в написании и названии (в частности, у Римского-Корсакова: "тональности 1-й степени сродства", в издании: "тональности 1-й степени родства" и т.п.). Кроме того, в некоторых изданиях, в частности, в Третьем, предисловие к которому опубликовано ниже, некоторые параграфы набраны более мелким шрифтом, что обосновано тем, что Римский-Корсаков считал их необязательными для массового изучения, адресуя их наиболее любопытным и любознательным ученикам. В этом издании не сохранен этот принцип.
Учебник Гармонии Н.А. Римского-Корсакова не утратил своей актуальности и сегодня, так как в нем в простой и ясной форме изложены основные законы гармонии. Кроме того, для музыкантов, изучающих теорию музыки, это издание представляет и исторический интерес.
Predlagaem vashemu vnimaniju pereizdanie klassicheskogo uchebnika garmonii Nikolaja Andreevicha Rimskogo-Korsakova, pervoe izdanie kotorogo otnositsja k 1886 godu. V techenie proshedshikh bolee sta let kniga neodnokratno pereizdavalas, stav fundamentalnym posobiem po kursu Garmonii v srednikh spetsialnykh muzykalnykh uchebnykh zavedenijakh, V etom izdanii redaktsija stavila pered soboj zadachu maksimalno tochno donesti do chitatelja avtorskij slog Rimskogo-Korsakova. Minimalnye izmenenija vneseny tolko v pravopisanie otdelnykh slov i v spetsialnye muzykalnye terminy, kotorye s techeniem vremeni preterpeli izmenenija v napisanii i nazvanii (v chastnosti, u Rimskogo-Korsakova: "tonalnosti 1-j stepeni srodstva", v izdanii: "tonalnosti 1-j stepeni rodstva" i t.p.). Krome togo, v nekotorykh izdanijakh, v chastnosti, v Tretem, predislovie k kotoromu opublikovano nizhe, nekotorye paragrafy nabrany bolee melkim shriftom, chto obosnovano tem, chto Rimskij-Korsakov schital ikh neobjazatelnymi dlja massovogo izuchenija, adresuja ikh naibolee ljubopytnym i ljuboznatelnym uchenikam. V etom izdanii ne sokhranen etot printsip.
Uchebnik Garmonii N.A. Rimskogo-Korsakova ne utratil svoej aktualnosti i segodnja, tak kak v nem v prostoj i jasnoj forme izlozheny osnovnye zakony garmonii. Krome togo, dlja muzykantov, izuchajuschikh teoriju muzyki, eto izdanie predstavljaet i istoricheskij interes.