В учебном пособии впервые в отечественной музыковедческой литературе рассматривается феномен каденции солиста в XVIII – начале ХIX века. На основе изучения многочисленных исторических источников (педагогических трактатов, старинных музыкальных словарей, мемуаров, сохранившихся образцов каденций и т.д.) автор раскрывает многообразную картину бытования данного жанра в эпоху барокко и венского классицизма – от каденционной практики И.С.Баха и А.Вивальди до каденций и фермат Гайдна, Моцарта, Бетховена и их современников. В книге исследуются различные аспекты явления: степень распространения, наличие или отсутствие образных и мотивно-тематических связей с основной частью, особенности мелодики, метроритма, фактуры, формы, тональный план, импровизационный характер, виртуозные качества и т.д. Освещается специфика каденций в клавирной (фортепьянной) музыке, вокальных, скрипичных, виолончельных сочинениях, произведениях для духовых инструментов. Показывая разные, подчас противоположные подходы к проблеме каденций, автор вместе с тем выявляет общие, фундаментальные принципы, свойственные музыкальной практике того времени. Отдельная глава книги посвящена методике создания каденции в произведениях той эпохи в наши дни.
Учебное пособие предназначено для исполнителей, музыковедов, композиторов, педагогов, музыкальных критиков и всех тех, кто интересуется малоизвестными страницами истории музыки и истории исполнительского искусства.
Cadence of a soloist in the epoch of baroque and Viennese classicism.
Cadence of a soloist in the epoch of baroque and Viennese classicism.
V uchebnom posobii vpervye v otechestvennoj muzykovedcheskoj literature rassmatrivaetsja fenomen kadentsii solista v XVIII – nachale KHIX veka. Na osnove izuchenija mnogochislennykh istoricheskikh istochnikov (pedagogicheskikh traktatov, starinnykh muzykalnykh slovarej, memuarov, sokhranivshikhsja obraztsov kadentsij i t.d.) avtor raskryvaet mnogoobraznuju kartinu bytovanija dannogo zhanra v epokhu barokko i venskogo klassitsizma – ot kadentsionnoj praktiki I.S.Bakha i A.Vivaldi do kadentsij i fermat Gajdna, Motsarta, Betkhovena i ikh sovremennikov. V knige issledujutsja razlichnye aspekty javlenija: stepen rasprostranenija, nalichie ili otsutstvie obraznykh i motivno-tematicheskikh svjazej s osnovnoj chastju, osobennosti melodiki, metroritma, faktury, formy, tonalnyj plan, improvizatsionnyj kharakter, virtuoznye kachestva i t.d. Osveschaetsja spetsifika kadentsij v klavirnoj (fortepjannoj) muzyke, vokalnykh, skripichnykh, violonchelnykh sochinenijakh, proizvedenijakh dlja dukhovykh instrumentov. Pokazyvaja raznye, podchas protivopolozhnye podkhody k probleme kadentsij, avtor vmeste s tem vyjavljaet obschie, fundamentalnye printsipy, svojstvennye muzykalnoj praktike togo vremeni. Otdelnaja glava knigi posvjaschena metodike sozdanija kadentsii v proizvedenijakh toj epokhi v nashi dni.
Uchebnoe posobie prednaznacheno dlja ispolnitelej, muzykovedov, kompozitorov, pedagogov, muzykalnykh kritikov i vsekh tekh, kto interesuetsja maloizvestnymi stranitsami istorii muzyki i istorii ispolnitelskogo iskusstva.