Монография посвящена творчеству одной из ярчайших фигур академической музыки — финскому композитору, проживающему во Франции, Кайе Саариахо (1952 г. р.). В книге приводятся ее высказывания об искусстве, содержатся интересные сведения о творческом становлении композитора. Посредством соответствующего аналитического метода всесторонне рассматривается комплекс музыкально-выразительных средств и художественных предпочтений К. Саариахо.
На примере ее сочинений 80–90-х годов освещается специфика композиторского процесса, связанная с разработкой звукового материала и использованием спектральной техники композиции. Исследование адресовано музыкантам-профессионалам и всем, кто интересуется современной академической музыкой.
Содержание:
От автора
Глава 1. Мир музыки Кайи Саариахо
Кайя Саариахо: слагаемые индивидуальности
Компьютерные программы в композиторской практике К. Саариахо
Глава 2. Инструментальные сочинения 80-х: образные константы и способы воплощения
От ученичества к мастерству: «Verblendungen»
«Petals» для виолончели
Глава 3. В поисках постспектрального метода
Инструментальные композиции 90-х: общая характеристика
«Amers» для виолончели и инструментального ансамбля
«Près» для виолончели и электроники
Глава 4. Вокальные сочинения Кайи Саариахо 80–90-х
Путь к вокальному творчеству: эволюция с конца 70-х до середины 90-х годов
Поэтика вокальной композиции: «Château de l’âme» и «Lonh»
Заключение
Литература
Список произведений Кайи Саариахо
Награды и премии Кайи Саариахо
От автора
Кайя Саариахо — финский композитор с мировым именем, одна из самых исполняемых авторов в сфере академической музыки последнего десятилетия. Триумф, сопутствующий ее оперным постановкам за рубежом, свидетельствует о выдающемся успехе Саариахо.
Среди многочисленных международных наград и премий композитора: Музыкальная премия Северного Совета (2000), премия Рольф.
Шока (2001), Премия Гравемайера (2003), медаль Pro Finlandia (2005), премия Грэмми за оперу «Далекая любовь» в номинации «Лучшая запись оперы» (2011), премия Королевской шведской академии музыки Polar Music Prize (2013) и др.
В связи с шестидесятилетием композитора, в октябре 2012 года .
Хельсинки прошел международный симпозиум, посвященный ее творчеству. Сегодня имя Кайи Саариахо ставят в один ряд с самым известным и почитаемым композитором Финляндии — Яном Сибелиусом.
Творчество композитора охватывает разнообразные жанры: здесь и оперы «Далекая любовь», «Мать Адриана», «Эмилия», «Остается только Звук», и оратория «Страсти Симоны», и балет «Земля», камерно-инструментальная и симфоническая музыка, вокальные сочинения, электроакустические композиции и пр.
Стремительный взлет карьеры К. Саариахо во многом произошел благодаря творческим контактам с различными коллективами и исполнителями. В частности, ее связывает сотрудничество с камерными оркестрами «Avanti!» и «Kronos Quartet», дирижером Эса-Пекко.
Салоненом, театральным и оперным режиссером Питером Селларсом, либреттистом Амином Маалуфом, виолончелистом Ансси Карттуненом, флейтисткой Камиллой Хоитенга, скрипачом Гидоном Кремером, кларнетистом Кари Крику, с певицами Дон Апшоу, Каритой Маттила. .
Манеру Саариахо определяет прежде всего ее увлечение спектральными идеями в сочинении и широкое применение технических возможностей, которые ей были предоставлены во Франции, где она живет с 1982 года.
Фундаментальные сдвиги в расширении материала музыки (звуков, шумов, возможностей их преобразования), которые произошли за последнее время в спектральном направлении, нашли отражение в ее композициях. Саариахо использует не только традиционные инструментальные средства, но и самое современное техническое обеспечение для создания своей впечатляюще красивой и столь необычной музыки.
В четырех главах книги содержатся биографические сведения о композиторе, дана краткая характеристика спектрального направления в зарубежной академической музыке ХХ века, освещена совокупность композиционно-технических и художественно-эстетических слагаемых индивидуальной манеры Саариахо, сложившейся с конца 70-х по 2000 год, когда была создана опера «Далекая любовь».
Автор выражает благодарность за поддержку и участие в процессе написания монографии профессору Цареградской Т.В. и искреннюю признательность мадам Саариахо за возможность живого общения, оказанное ею содействие в работе, предоставление авторских рисунков и фотоматериалов.
Monografija posvjaschena tvorchestvu odnoj iz jarchajshikh figur akademicheskoj muzyki — finskomu kompozitoru, prozhivajuschemu vo Frantsii, Kaje Saariakho (1952 g. r.). V knige privodjatsja ee vyskazyvanija ob iskusstve, soderzhatsja interesnye svedenija o tvorcheskom stanovlenii kompozitora. Posredstvom sootvetstvujuschego analiticheskogo metoda vsestoronne rassmatrivaetsja kompleks muzykalno-vyrazitelnykh sredstv i khudozhestvennykh predpochtenij K. Saariakho.
Na primere ee sochinenij 80–90-kh godov osveschaetsja spetsifika kompozitorskogo protsessa, svjazannaja s razrabotkoj zvukovogo materiala i ispolzovaniem spektralnoj tekhniki kompozitsii. Issledovanie adresovano muzykantam-professionalam i vsem, kto interesuetsja sovremennoj akademicheskoj muzykoj.
Soderzhanie:
Ot avtora
Glava 1. Mir muzyki Kaji Saariakho
Kajja Saariakho: slagaemye individualnosti
Kompjuternye programmy v kompozitorskoj praktike K. Saariakho
Glava 2. Instrumentalnye sochinenija 80-kh: obraznye konstanty i sposoby voploschenija
Ot uchenichestva k masterstvu: «Verblendungen»
«Petals» dlja violoncheli
Glava 3. V poiskakh postspektralnogo metoda
Instrumentalnye kompozitsii 90-kh: obschaja kharakteristika
«Amers» dlja violoncheli i instrumentalnogo ansamblja
«Près» dlja violoncheli i elektroniki
Glava 4. Vokalnye sochinenija Kaji Saariakho 80–90-kh
Put k vokalnomu tvorchestvu: evoljutsija s kontsa 70-kh do serediny 90-kh godov
Poetika vokalnoj kompozitsii: «Château de l’âme» i «Lonh»
Zakljuchenie
Literatura
Spisok proizvedenij Kaji Saariakho
Nagrady i premii Kaji Saariakho
Ot avtora
Kajja Saariakho — finskij kompozitor s mirovym imenem, odna iz samykh ispolnjaemykh avtorov v sfere akademicheskoj muzyki poslednego desjatiletija. Triumf, soputstvujuschij ee opernym postanovkam za rubezhom, svidetelstvuet o vydajuschemsja uspekhe Saariakho.
Sredi mnogochislennykh mezhdunarodnykh nagrad i premij kompozitora: Muzykalnaja premija Severnogo Soveta (2000), premija Rolf.
Shoka (2001), Premija Gravemajera (2003), medal Pro Finlandia (2005), premija Gremmi za operu «Dalekaja ljubov» v nominatsii «Luchshaja zapis opery» (2011), premija Korolevskoj shvedskoj akademii muzyki Polar Music Prize (2013) i dr.
V svjazi s shestidesjatiletiem kompozitora, v oktjabre 2012 goda .
Khelsinki proshel mezhdunarodnyj simpozium, posvjaschennyj ee tvorchestvu. Segodnja imja Kaji Saariakho stavjat v odin rjad s samym izvestnym i pochitaemym kompozitorom Finljandii — Janom Sibeliusom.
Tvorchestvo kompozitora okhvatyvaet raznoobraznye zhanry: zdes i opery «Dalekaja ljubov», «Mat Adriana», «Emilija», «Ostaetsja tolko Zvuk», i oratorija «Strasti Simony», i balet «Zemlja», kamerno-instrumentalnaja i simfonicheskaja muzyka, vokalnye sochinenija, elektroakusticheskie kompozitsii i pr.
Stremitelnyj vzlet karery K. Saariakho vo mnogom proizoshel blagodarja tvorcheskim kontaktam s razlichnymi kollektivami i ispolniteljami. V chastnosti, ee svjazyvaet sotrudnichestvo s kamernymi orkestrami «Avanti!» i «Kronos Quartet», dirizherom Esa-Pekko.
Salonenom, teatralnym i opernym rezhisserom Piterom Sellarsom, librettistom Aminom Maalufom, violonchelistom Anssi Karttunenom, flejtistkoj Kamilloj Khoitenga, skripachom Gidonom Kremerom, klarnetistom Kari Kriku, s pevitsami Don Apshou, Karitoj Mattila. .
Maneru Saariakho opredeljaet prezhde vsego ee uvlechenie spektralnymi idejami v sochinenii i shirokoe primenenie tekhnicheskikh vozmozhnostej, kotorye ej byli predostavleny vo Frantsii, gde ona zhivet s 1982 goda.
Fundamentalnye sdvigi v rasshirenii materiala muzyki (zvukov, shumov, vozmozhnostej ikh preobrazovanija), kotorye proizoshli za poslednee vremja v spektralnom napravlenii, nashli otrazhenie v ee kompozitsijakh. Saariakho ispolzuet ne tolko traditsionnye instrumentalnye sredstva, no i samoe sovremennoe tekhnicheskoe obespechenie dlja sozdanija svoej vpechatljajusche krasivoj i stol neobychnoj muzyki.
V chetyrekh glavakh knigi soderzhatsja biograficheskie svedenija o kompozitore, dana kratkaja kharakteristika spektralnogo napravlenija v zarubezhnoj akademicheskoj muzyke KHKh veka, osveschena sovokupnost kompozitsionno-tekhnicheskikh i khudozhestvenno-esteticheskikh slagaemykh individualnoj manery Saariakho, slozhivshejsja s kontsa 70-kh po 2000 god, kogda byla sozdana opera «Dalekaja ljubov».
Avtor vyrazhaet blagodarnost za podderzhku i uchastie v protsesse napisanija monografii professoru Tsaregradskoj T.V. i iskrennjuju priznatelnost madam Saariakho za vozmozhnost zhivogo obschenija, okazannoe eju sodejstvie v rabote, predostavlenie avtorskikh risunkov i fotomaterialov.