1. Ноты
  2. Книги о музыке, учебные пособия
  3. Учебно-методическая литература для училищ и вузов, исследования
  4. Книги по истории музыки
  5. Музыкальная риторика: ключ к интерпретации произведений И. С. Баха

Музыкальная риторика: ключ к интерпретации произведений И. С. Баха

Музыкальная риторика: ключ к интерпретации произведений И. С. Баха
Язык
Издатель
Год выхода
Оформление
Количество страниц
112
EAN
9785898173685
 
Нет в нашем ассортименте.
Сообщить о поступлении Добавить в избранное
Без знаний о музыкальной риторике вряд ли можно глубоко понимать музыку эпохи Барокко. Ведь вся она — это речь, и каждый оборот ее имеет вполне конкретное значение. Немецкий музыковед и органист Хуберт Майстер шаг за шагом посвящает нас в язык баховских произведений, построенный в соответствии с правилами особой — музыкальной — грамматики, с собственным "лексиконом" и "манерой говорить". Здесь мы встретим не просто характеристику музыкально-риторических фигур (указатель которых приводится в конце книги) — автор предлагает настоящее руководство к действию, необходимое каждому исполнителю и просвещенному слушателю

СОДЕРЖАНИЕ

От переводчика
Предисловие
I. ВВЕДЕНИЕ
Без науки о риторике "мы беремся за дело... не омыв рук и почти без толку" — воспринимаем ли мы сегодня переченье как нечто "дья¬вольское"? — можно ли сегодня освободить кого-нибудь от "смертной скорби" и "сердечного трепета" при помощи Clausula propria primaria perfectissima?
Все искусство Барокко стремится "воздействовать". Музыканту эпохи Барокко риторика дает такую возможность, так как музыка для него — это речь, и ее обороты могут иметь определенное значение
Фигуры: что такое "фигура"?
Exclamatio — Pathopoiia — Dubitatio — Peroratio ex abrupto
I I. СТРУКТУРА "ЗВУКОВОЙ РЕЧИ": DISPOSITIO
Музыке как "речи" нужны Inventio, Dispositio и Elocutio, следова¬тельно и, стало быть, "огонь и вдохновение... порядок и мера... хладнокровие и рассудительность"
Dispositio "музыкальной речи" и совершенно различные варианты оформления ее частей: Exordium — Narratio — Propositio — Confutatio — Confirmatio — Peroratio
Это может быть и совершенно иначе. К тому же требуются неожиданности
Как же играть "риторично"?
III. ELOCUTIO
Искусство как ремесло и "наука" Фигура возможна только как licentia Различные виды фигур
IV. ЧИСЛО И АФФЕКТ
Бог создал мир и "все расположил мерою, числом и весом" Значение чисел
Лютеранское понимание музыки в трудах А. Веркмайстера или "...Целью и конечной причиной как всей музыки, так и генерал-баса должно быть не что иное, как прославление Господа и восстановление душевных сил"
Кое-что примечательное к "психологии" аффекта Аффект как "часть науки о нравах, которую совершенный композитор должен усвоить во всех деталях", или "Истинное свойство музыки — быть, прежде всего, учением о том, как подобает себя вести"
V. ЧТО ДАЕТ РИТОРИКА ИНТЕРПРЕТАЦИИ?
Музыкально-риторические фигуры, или Что остается от "усредненного" Баха, Шёнберга или Веберна?
Строение музыкальной речи, или Почему неожиданности так важны в аргументации
Связь между прелюдией и фугой: только вместе они представляют настоящую музыкальную речь
Музыка как речь, или: "Кто не способен говорить, тот еще менее способен петь; а кто не может петь, тот не может и играть"
Числа и аффекты, или Напряжение между stylus moteticus и stylus phantasticus
Образ мышления эпохи Барокко и музыка, или Существуют ли "ортодоксальная" и "пиетистская" манеры регистровки? Как изобразить музыкальные свойства планет?
VI. МУЗЫКАЛЬНАЯ РЕЧЬ С "ИСТОЛКОВАНИЕМ".
ПРЕЛЮДИЯ И ФУГА BWV 547
Строение Аффект и фигуры Содержание
Приложение I
Приложение II
Словарь иностранных терминов
Bez znanij o muzykalnoj ritorike vrjad li mozhno gluboko ponimat muzyku epokhi Barokko. Ved vsja ona — eto rech, i kazhdyj oborot ee imeet vpolne konkretnoe znachenie. Nemetskij muzykoved i organist Khubert Majster shag za shagom posvjaschaet nas v jazyk bakhovskikh proizvedenij, postroennyj v sootvetstvii s pravilami osoboj — muzykalnoj — grammatiki, s sobstvennym "leksikonom" i "maneroj govorit". Zdes my vstretim ne prosto kharakteristiku muzykalno-ritoricheskikh figur (ukazatel kotorykh privoditsja v kontse knigi) — avtor predlagaet nastojaschee rukovodstvo k dejstviju, neobkhodimoe kazhdomu ispolnitelju i prosveschennomu slushatelju

SODERZHANIE

Ot perevodchika
Predislovie
I. VVEDENIE
Bez nauki o ritorike "my beremsja za delo... ne omyv ruk i pochti bez tolku" — vosprinimaem li my segodnja perechene kak nechto "dja¬volskoe"? — mozhno li segodnja osvobodit kogo-nibud ot "smertnoj skorbi" i "serdechnogo trepeta" pri pomoschi Clausula propria primaria perfectissima?
Vse iskusstvo Barokko stremitsja "vozdejstvovat". Muzykantu epokhi Barokko ritorika daet takuju vozmozhnost, tak kak muzyka dlja nego — eto rech, i ee oboroty mogut imet opredelennoe znachenie
Figury: chto takoe "figura"?
Exclamatio — Pathopoiia — Dubitatio — Peroratio ex abrupto
I I. STRUKTURA "ZVUKOVOJ RECHI": DISPOSITIO
Muzyke kak "rechi" nuzhny Inventio, Dispositio i Elocutio, sledova¬telno i, stalo byt, "ogon i vdokhnovenie... porjadok i mera... khladnokrovie i rassuditelnost"
Dispositio "muzykalnoj rechi" i sovershenno razlichnye varianty oformlenija ee chastej: Exordium — Narratio — Propositio — Confutatio — Confirmatio — Peroratio
Eto mozhet byt i sovershenno inache. K tomu zhe trebujutsja neozhidannosti
Kak zhe igrat "ritorichno"?
III. ELOCUTIO
Iskusstvo kak remeslo i "nauka" Figura vozmozhna tolko kak licentia Razlichnye vidy figur
IV. CHISLO I AFFEKT
Bog sozdal mir i "vse raspolozhil meroju, chislom i vesom" Znachenie chisel
Ljuteranskoe ponimanie muzyki v trudakh A. Verkmajstera ili "...Tselju i konechnoj prichinoj kak vsej muzyki, tak i general-basa dolzhno byt ne chto inoe, kak proslavlenie Gospoda i vosstanovlenie dushevnykh sil"
Koe-chto primechatelnoe k "psikhologii" affekta Affekt kak "chast nauki o nravakh, kotoruju sovershennyj kompozitor dolzhen usvoit vo vsekh detaljakh", ili "Istinnoe svojstvo muzyki — byt, prezhde vsego, ucheniem o tom, kak podobaet sebja vesti"
V. CHTO DAET RITORIKA INTERPRETATSII?
Muzykalno-ritoricheskie figury, ili Chto ostaetsja ot "usrednennogo" Bakha, Shjonberga ili Veberna?
Stroenie muzykalnoj rechi, ili Pochemu neozhidannosti tak vazhny v argumentatsii
Svjaz mezhdu preljudiej i fugoj: tolko vmeste oni predstavljajut nastojaschuju muzykalnuju rech
Muzyka kak rech, ili: "Kto ne sposoben govorit, tot esche menee sposoben pet; a kto ne mozhet pet, tot ne mozhet i igrat"
Chisla i affekty, ili Naprjazhenie mezhdu stylus moteticus i stylus phantasticus
Obraz myshlenija epokhi Barokko i muzyka, ili Suschestvujut li "ortodoksalnaja" i "pietistskaja" manery registrovki? Kak izobrazit muzykalnye svojstva planet?
VI. MUZYKALNAJa RECH S "ISTOLKOVANIEM".
PRELJUDIJa I FUGA BWV 547
Stroenie Affekt i figury Soderzhanie
Prilozhenie I
Prilozhenie II
Slovar inostrannykh terminov
Похожие товары
  • Черлицкий И.К.
    Год выхода: 2021
    Мягкая обложка
    29.00 €
    26.36 € без НДС
  • Казачков Б.
    Год выхода: 2013
    Мягкая обложка
    16.00 €
    14.55 € без НДС
  • Черлицкий И.К.
    Год выхода: 2021
    Мягкая обложка
    35.00 €
    31.82 € без НДС
  • Казачков Б.
    Год выхода: 2013
    Мягкая обложка
    16.00 €
    14.55 € без НДС
  • Бах Иоганн Себастьян
    Год выхода: 1999
    Мягкая обложка
    9.00 € 5.00 €
    4.55 € без НДС
  • Бах Иоганн Себастьян
    Год выхода: 2018
    Мягкая обложка
    14.00 €
    12.73 € без НДС
  • Продьма Татьяна
    Год выхода: 2018
    Мягкая обложка
    24.00 €
    21.82 € без НДС
  • Год выхода: 2015
    Мягкая обложка
    42.00 €
    38.18 € без НДС
  • Лихачев Юрий Яковлевич
    Год выхода: 2023
    Мягкая обложка
    9.00 €
    8.18 € без НДС
  • Великович Э.И.
    Год выхода: 2018
    Мягкая обложка
    12.00 €
    10.91 € без НДС